Н.Новгород: Наш собеседник, Игорь Анатольевич Червяков, стал инициатором разговора о состоянии рынка коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде, о его основных тенденциях и проблемах развития. Игорь Анатольевич имеет большой (с 1993 года) опыт работы в этой сфере. В настоящее время он является сотрудником Отдела индустриальной недвижимости ГК «Триумф» и руководителем интернет-проекта www.NERS.ru
- Как бы Вы могли охарактеризовать общую ситуацию на рынке коммерческой недвижимости Нижнего Новгорода, его отдельных секторов?
- На мой взгляд, сегодня можно говорить уже не об отдельных секторах, а о формировании полноценных рынков: производственно-складской недвижимости, офисно-торговой недвижимости, земельном рынке. Почему? Если в определённом секторе появляются свои операторы - профессиональные продавцы с товаром, специализирующиеся только в этом секторе, свои специализированные СМИ, которые являются одновременно и торговой площадкой, то, налицо формирование отдельного рынка.
Когда в 2002 году мы с товарищами открывали новую, специализирующуюся только на рынке коммерческой недвижимости компанию, все говорили: «Зачем? Это только сегмент рынка и вы не выживете». Сейчас таких фирм – десятки, а рынок коммерческой недвижимости - это полноценный самостоятельный рынок с профессиональными операторами.
Процесс пошёл дальше и сегодня история повторяется. Группа Компаний «Триумф», один из крупнейших операторов рынка недвижимости нашего региона, открыла специализированное подразделение: Отдел индустриальной недвижимости. Это было вынужденное решение, обусловленное возросшими требованиями рынка к узкой специализации операторов. Второй шаг понятен – создание специализирующихся, только на этом рынке, компаний. Наверное, это одна из наиболее интересных особенностей сегодняшнего дня, на рынке недвижимости. Наиболее продвинутые компании будут вынуждены узко специализироваться, для отличительного позиционирования на рынке и создавать в результате новые ниши, в которые хлынут последователи. И так по кругу.
- В чём заключается деятельность вашей компании на рынке, какова её динамика, место на рынке, стратегия развития, планы?
- Требования рынка к профильным компаниям растут с умопомрачительной скоростью. Таких скоростей Запад не знал, и у нас нет, имевшихся у европейских и американских компаний возможностей для многовекового осознания необходимого уклада рынка.
Группа Компаний «Триумф» одна из первых в нашем регионе, осознала необходимость создания полного спектра профильных подразделений, необходимых для оказания максимально полного комплекса услуг клиентам рынка. Брокерские операции в комплексе услуг являются просто одной из составляющих, а не единственной услугой. Сегодня компания оказывает услуги по оценке и аналитике объектов недвижимости, сегментов и рынка в целом, проводит полноценные маркетинговые исследования секторов рынка, как по требованию заказчиков извне, так и по требованию других подразделений компании. Уникальный по профессиональному составу юридический отдел компании в состоянии предотвратить любые возможные риски клиентов.
Осуществление результативных продаж невозможно без специализированного отдела по рекламе и PR-компании. Здесь мы имеем явное конкурентное преимущество, особенно наряду с профессиональным использованием последних достижений IT технологий в повседневной профессиональной деятельности. Всё это в комплексе и обеспечивает профессиональный успех компании на региональном рынке.
- Каковы основные проблемы рынка, с Вашей точки зрения, как участника рынка?
- Развитию рынка коммерческой недвижимости мешают знакомые, до зубной боли и старые, как мир риэлторства в России, нерешенные проблемы.
1. До сих пор нет единого бесплатного информационного носителя, способного отразить весь рынок на своих страницах. Платные носители не в счёт, они и 10 % рынка не отображают.
2. У руководителей компаний отсутствует понимание в необходимости обучения своих сотрудников профессиональному использованию современных средств коммуникаций. Хотим мы этого или нет, но обмениваться информацией мы вынуждены, это единственный путь выживания на этом рынке. И главную роль здесь будет играть только один фактор - как быстрее вынести на рынок свое предложение.
Год назад, мною был запущен интернет-проект – Национальная Единая Риэлторская Сеть (www.NERS.ru). Создание проекта было вынужденным шагом риэлтора, не дождавшегося даже намёка от отцов отрасли, о создании чего-либо подобного. Сегодня www.NERS.ru практически снимает остроту дефицита информации в нашем регионе, его посещаемость более 40 000 человек в месяц. Те, кто пользуется им, снимают сливки на рынке. Количество объявлений небольшое, каждое из них не остается незамеченным. Неоспоримое конкурентное преимущество проекта в его финансовой независимости, он содержится на средства риэлтора и поэтому не подотчётен какой-либо структуре. Это делает проект достаточно маневренным, согласно быстро изменяющимся требованиям рынка. Осознанный отказ учредителей проекта от автоматического размещения пакетированной информации, предоставляемой агентствами недвижимости, служит созданию живого рынка на проекте.
Создать что-то подобное, тем более, по существующим аналогам, здесь и за рубежом, для Нижегородской гильдии риэлтеров не составит особого труда. А участие в проекте всех членов гильдии обеспечит резкий рост посещаемости этого информационного ресурса. Выгодно всем: объединяющая сила цивилизованной массы создаст гарантированно продаваемые рекламные места на сайте, он будет приносить прибыль, которую можно будет использовать на развитие НГР. В чем же дело? Почему до сих пор проект не осуществлен? Члены гильдии не могут договориться, кто же будет контролировать данный проект!
- Можете ли Вы указать основных игроков рынка коммерческой недвижимости?
- ГК «Триумф» - один из основных операторов всех секторов рынка, имеющий наибольший штат специалистов по коммерческой недвижимости с минимальным опытом работы на данном рынке от 3 лет. АН «Монолит-Истейт» - крупнейшее агентство в городе, оперирующее большим объёмом информации, создало специализированные отделы по коммерческой недвижимости во всех филиалах. «Центр Коммерческой Недвижимости» - очень динамичная и высокотехнологичная компания, которой удалось всего за 2 года существования стать лидером на рынке аренды коммерческой недвижимости в регионе.
- Какие объекты в городе и, возможно, области вы можете отметить как интересные и важные для рынка?
- Скорее здесь нужно говорить о вхождении на региональный рынок крупных мировых брэндов, которые и оказывают влияние на рынок. Metro Cash & Carry и IKEA, например, приступили к строительству торговых центров в районах города, которые ранее не являлись торговыми. Освоение новых территорий даст импульс уже успокоившемуся сбалансированному рынку торгово-офисной недвижимости. Перераспределение исконно торговых-офисных зон в городе, несомненно, вызовет определённое оживление на рынке.
- Могли бы Вы описать динамику рынка за последние три-четыре года, сделать некоторые прогнозы на будущее, отметить основные тенденции?
- История нижегородского рынка коммерческой недвижимости за последние 3-4 года, свелась к насыщению центральной части города, торгово-офисными помещениями, посредством активного строительства и расселения первых этажей жилых домов. Это, на мой взгляд, не только изуродовало облик исторического центра города, но и послужило основой некорректного ценообразования стоимости квадратного метра на всём рынке в регионе. Действительно очень трудно сдержать стоимость своего предложения в другой части города, глядя на цены в 2-3-5 тысяч долларов за квадратный метр в центре. В настоящее время произошло некоторое перенасыщение рынка торгово-офисными площадями, что, правда, пока, не послужило основанием для понижения цен собственниками. Мы уже можем наблюдать достаточный отрыв предложений над реальным спросом. На этапе строительства находится ещё около 200 000 кв.м. (могу ошибаться) торгово-офисных площадей в центральной части города, выход основной массы которых на рынок в следующем году, внесёт определённые корректировки в цены в городе. Смещение центра тяжести торгово-офисных зон из исторической части города возможно за счёт открытия новых мест инвесторами с мировыми брэндами.
В это же время в городе не хватает объектов для полноценного отдыха с аквапарками, бассейнами, фитнес-центрами. Мало гостиниц, и любая из построенных, оказывается полностью заполненной в день своего открытия.
Не менее интересна ситуация со складской недвижимостью в регионе. Перепрофилирование производственных цехов в черте города, уже не решает всех вопросов, т.к. не отвечает, всё возрастающим, требованиям рынка и было способно удовлетворить только первичный спрос, на небольшие склады, местных предпринимателей.
Требования входящих на региональный рынок крупных московских и иностранных ритэйлоров, могут удовлетворить только современные складские терминалы и комплексы, с необходимым комплексом услуг, а их НЕТ. Совсем нешуточные страсти разгорятся в ближайшие год-два на «Золотой миле» складского будущего нашего города. Это отрезок федеральной трассы М7 Москва-Казань длиной всего в 7 километров, соединяющий Нижний Новгород и Кстово. Один из участков уже купила IKEA и уже приступила к строительству. В ближайшие 1-2 года здесь ожидается скачок цен на недвижимость в 3-5 раз.
Резюмируя, можно лишь добавить, что особенных отличий в развитии рынков в городах миллионниках практически не бывает. Та же зависимость от волевых решений властей по выделению площадок и от прихода крупного ритейлора, вокруг которого рынок начинает выстраиваться заново.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »