Григорий Полторак не нуждается в особом представлении. Уже более десяти лет он является Генеральным директором Корпорации "БЕСТ-Недвижимость". В 2001 году он был избран на пост президента МАГР, а в 2002 году он единогласно переизбран на второй срок. В 2001 году Григорий Полторак назван человеком года в номинации "Недвижимость", а в 2002 году вошел в число лучших российских топ-менеджеров. О слагаемых столь успешной деятельности и своем пути на рынке недвижимости Григорий Витальевич любезно согласился рассказать RussianRealty.
Как получилось так, что вы начали заниматься именно недвижимостью?
Это получилось случайно и, вместе с тем, закономерно - наверное, как происходит все в жизни. Я учился в Московском институте инженеров транспорта на факультете "Мосты и тоннели" по специальности "инженер-строитель". Мне очень нравилась выбранная специальность, и учился я с большим интересом, потом остался в аспирантуре. Правда, непосредственно строительством я занимался только на студенческой практике, а основным моим занятием в те годы были расчеты серьезных и сложных конструкций - не только мостов и тоннелей, но и множества других уникальных конструкций - проекта защиты Ленинграда от наводнений, элементов крыльев "Бурана", больших подземных и наземных сооружений. Наша команда разрабатывала известный на всю страну программный комплекс для расчетов сложных пространственных конструкций "СПРИНТ". В то время мы работали на ЕС ЭВМ, которые часто ломались и "зависали", но именно это заставляло нас использовать самые эффективные методы и алгоритмы, делать программы быстрыми и надежными.
Первое мое знакомство с недвижимостью состоялось именно на почве программирования. В то время я жил на Тверской, а моим соседом этажом ниже был американец Тони, владелец риэлторской фирмы в США, который приехал в Москву и создал одну из первых риэлторских фирм в России - компанию "Экспресс", специализировавшуюся на аренде квартир. По иронии судьбы несколько лет назад коллектив этой фирмы вошел в корпорацию "БЕСТ-Недвижимость".
Тони прекрасно понимал, что для успешной работы на динамичном рынке аренды жилья необходимо автоматизировать рабочий процесс. Для этого он заказал мне разработать базу данных арендаторов и арендодателей. Опыт написания баз данных отсутствовал, но поскольку у меня такой характер, что интересно все новое, я с удовольствием взялся за это дело. Для того чтобы создать эффективную структуру данных и удобную программу, необходимо было разобраться в технологическом процессе. Оказалось, что у программирования и риэлторского бизнеса есть много общего. Каждая программа, как и каждая сделка - это всегда что-то новое, нестандартная ситуация, поиск оптимальных решений... Здесь нет, и не может быть однообразия.
Я съездил в офис, пообщался с офис-менеджером, посетил с Тони несколько просмотров квартир и работа с недвижимостью меня очень заинтересовала. Сейчас, с высоты своего опыта могу сказать, что он действовал очень профессионально. Но тогда меня поразило другое - когда мы пришли смотреть квартиру на Тверской, то обнаружили в подъезде грязную лужу. И риэлтор, хозяин фирмы, человек в дорогом костюме, спокойно взял ведро и тряпку и навел чистоту, чтобы у клиента сложилось благоприятное впечатление о квартире!
Когда я завершил работу над базой данных, Тони предложил работать совместно в бизнесе. Однако, предложенные условия работы меня не очень заинтересовали. Дело в том, что, начиная с института, я никогда не работал по найму в какой-то организации вроде "почтового ящика". У нас был серьезный коллектив, создававший программный продукт, который уже в советское время пользовался успехом и хорошо продавался. В некоторой степени мы были "вольными художниками", но, в то же время, занимались ответственным делом. К тому времени я уже ушел из института, где параллельно с работой преподавал. Мне нравилась преподавательская деятельность, но, когда началась перестройка, студенты перестали интересоваться учебой - больше увлекались бизнесом, который в то время делался очень легко и быстро. А я всегда очень ответственно относился к своей работе, и к тому, чтобы работать вхолостую, не был готов.
Когда мой друг Александр Лерман создал предприятие "Стройтест", на котором работало более трехсот человек, в основном, выходцы из МИИТа, я вместе с коллегами перешел туда на работу. Предприятие специализировалось на проектировании, расчетах, экспертизе строительных конструкций. Мы зарабатывали приличные деньги, и одним из первых инвестиционных вложений нашей компании стала покупка брокерского места на Российской Товарно-Сырьевой Бирже и открытие на предприятии в конце 1991 года брокерской конторы по недвижимости.
Первый наш риэлторский коллектив состоял из трех человек. Создать риэлторский бизнес тогда было просто - достаточно было знать немного больше, чем клиенты, а рекламный бюджет составлял около ста долларов в месяц. Вопросы, которые тогда задавали нам клиенты, могут вызвать сегодня улыбку или смех: "Как вы думаете, шесть тысяч долларов за трехкомнатную квартиру - это не слишком дорого?".
К 1994 году наш коллектив уже составлял около 30 человек, у нас появился отдел аренды, потом - филиал на Беговой. Так создавалась компания "БЕСТ" - как самостоятельное юридическое лицо она была зарегистрирована в 1993 году.
Со временем у нас сложилась очень сильная и дружная команда. Постепенно расширялись и направления деятельности. Сейчас мы занимаемся полным спектром операций с недвижимостью в Москве и Подмосковье, организацией строительства, ведем инвестиционную деятельность. И делаем все это с интересом и удовольствием.
Как Вы оцениваете Ваш стиль руководства?
Как демократичный. Я предпочитаю руководить не единолично, а работать с командой, чтобы мы вместе вырабатывали стратегию, двигались к цели. И считаю, что это очень важно - потому что человек, участвующий в разработке стратегии компании, воспринимает поставленные цели как свои личные.
В процесс формирования целей компании вовлечен достаточно широкий круг менеджеров, и я думаю, что именно это помогает нам добиваться неплохих результатов. Мы не ставим себе задачи стать ?1, самой сильной, самой крутой компанией. Мы считаем, что главное - это качество работы, профессионализм, приверженность наших клиентов, то, как они оценивают нашу работу.
Какие качества Вы особенно высоко цените у потенциальных сотрудников?
На мой взгляд, очень важное качество - это умение учиться и желание учиться, и, конечно, здоровая инициатива. Мы не принимаем в коллектив "исполнителей", они просто не приживаются в нашей компании. Компания ждет от своих сотрудников инициативного проявления, творческой мысли, ответственности за принятые решения и поступки. Наши сотрудники относятся к компании как к собственному бизнесу. И только так, на мой взгляд, можно и нужно работать. Работать не по принципу "скажите, что делать, и я сделаю", а самостоятельно находить верные решения, проявлять инициативу, выдвигать свои предложения. Мы ценим профессионализм, компетентность, ответственность, большое внимание уделяем этическим качествам наших сотрудников. А еще мы уверены, что наилучших результатов достигают те, кто работает не только ради денег, кто получает удовольствие, радость, огромный положительный эмоциональный заряд от хорошо выполненного дела.
Как Вы оцениваете позиции компании "БЕСТ" на сегодняшнем рынке недвижимости?
Наш бизнес очень сложно объективно оценивать. Я думаю, что мы находимся где-нибудь в пятерке первых компаний. Мы не первые и даже не вторые. Мы не особо участвуем в борьбе за первенство, у нас нет цели стать лидерами, занять какое-то место. Мы достигаем собственных результатов, соревнуемся с собой, со своими вчерашними и сегодняшними достижениями.
С таким подходом получается, что конкурентов у вас нет?
В общем-то, их действительно нет. И это не бахвальство. С теми, кого называют нашими конкурентами, мы постоянно сотрудничаем, обмениваемся опытом, делаем совместные разработки и исследования.
И дело еще в том, что мы не забираем клиентов у других профессионально работающих риэлторских компаний, и они не забирают клиентов у нас. Мы вместе отбираем долю рынка у тех, кто работает неэтично, неграмотно, непрофессионально, а таких, к сожалению, еще достаточно.
Мы готовы делиться своими наработками, технологиями со всеми, кто хочет и может их воспринять. Сейчас доступно много информации и знаний, издается очень много книг по маркетингу, менеджменту. Но побеждает не тот, кто владеет знаниями, а тот, кто умеет ими пользоваться. Поэтому мы никогда не делаем из своих наработок какие-то "ноу-хау". Если кому-то наши знания помогут, значит, рынок станет лучше и профессиональнее, значит и нам будет комфортнее работать.
Как Вам удалось совместить успешную деятельность в МАГР и работу в компании?
Я взялся за президентство в МАГР с большими опасениями. С одной стороны, меня волновало, не помешает ли моя общественная деятельность работе. Я сам очень много работаю - мой рабочий день начинается в 9-10 часов утра и заканчивается в лучшем случае в 10 вечера. Может, конечно, это неправильная организация труда, но пока я не могу себе позволить управлять компанией удаленно, сидя где-нибудь на побережье и наблюдая за полетом птиц? Как человек ответственный, но прагматичный, я понимал, что работа в МАГР необходима для общества в целом, но надо было и осознать, как это повлияет на основной бизнес моей компании.
По счастью, мне удалось без потерь совместить работу в компании и общественную деятельность, во многом благодаря эффективной работе исполнительного аппарата МАГР во главе с Луизой Каширской.
Жизнь подтвердила, что вполне можно заниматься работой на общее благо и, в то же время, получать выгоды для своей компании, поскольку руководитель компании, представляя профессиональное сообщество в целом, представляет и свою компанию, продвигает ее в общественном сознании. И я считаю, что это честно и справедливо, если происходит в рамках этических норм.
Важно то, что от меня требовалось не столько администрирование, сколько творческий подход к формированию и достижению целей, задач Ассоциации, выполнение представительских функций. Из главных наших достижений могу отметить: завершение начатого Еленой Дранченко процесса объединения МАР и МГР и создание монолитного профессионального объединения; построение отношений с РГР и получение статуса "полномочного представителя" в Московском регионе; существенно расширивший ряды МАГР переход к дифференцированной системе членства; внедрение сертификации качества риэлторских услуг.
МАГР - это настоящая, реально работающая организация. Если бы работа была номинальной, для "галочки", то мне бы это было неинтересно. У Ассоциации много путей развития. Перед Михаилом Гороховским, нынешним президентом, стоит ряд сложных задач - расширить членскую базу МАГР, повысить авторитет организации среди профессиональных участников и общества в целом, ввести дополнительные сервисы, платные услуги, обучение и аттестацию специалистов. Много споров вызывает вопрос индивидуального членства риэлторов в общественном объединении.
Как решен Ваш жилищный вопрос?
Мы живем загородом, в районе Новогорска. Долгое время мы жили в Куркино, до тех пор, пока там не началось активное строительство. Нам очень нравится местность, где мы обитаем, здесь очень красиво: горы, овраги, речка, воздух чистый и звонкий, цветы во дворе. Из окон - прекрасные виды природы, утром птицы будят. С младшей дочкой ходим в походы по округе. Мы даже продали свою городскую квартиру - на Ленинском проспекте. Она простояла лет пять пустая, так мы и не решились сменить природу на городскую жизнь. А дорога на работу не очень утомляет, как правило, занимает не более часа, что для Москвы вполне приемлемо.
Вы бы хотели, чтобы Ваши дети продолжили Ваше дело?
Я не преследую таких целей. Старшие дети уже взрослые, кто-то из них серьезно думает, чем заниматься, а кто-то уже нашел себя в жизни.
Так получилось, что сыновья пошли совсем по другому пути. Старший сын занимается разработкой программного обеспечения, информационными технологиями. Это близко с тем, что я делал в молодости. Наверное, это у нас в крови? Младший сын решил стать ученым, он выбрал себе очень интересную специальность - астрофизика. Возможно, старшая дочь будет работать в сфере недвижимости, она сейчас учится на пятом курсе Института Геодезии и Картографии по специальности "Городской кадастр" и на четвертом курсе по специальности "Менеджмент". Ну, а младшая дочь пока учится в начальной школе?
Я никогда не считал нужным настаивать на выборе определенной профессии. Важно, что детям самим интересно. Они знают, чем я занимаюсь, и даже помогают. Например, сыновья очень здорово способствовали созданию инфраструктуры компании по информационным технологиям, иногда пишут специально для нас новые программные продукты. В некоторых вопросах их привлекают в качестве консультантов наши IT-специалисты. Старшая дочь параллельно с учебой на двух факультетах работает сейчас офис-менеджером в одном из отделений нашей компании.
Есть ли у Вас хобби?
Главные увлечения в нашей семье - это путешествия и горные лыжи. Мы не любим просто загорать на пляже и купаться в море - предпочитаем активный отдых. Нам интересны всякие экстремальные места, как туристические маршруты, так и лыжные трассы. Сыновья предпочитают сноуборд, младшая дочь катается на лыжах с двух с половиной лет и сейчас уже ходит по тем трассам, где не каждый взрослый пройдет. Все мы с удовольствием катаемся на велосипедах, изучаем новые маршруты. К сожалению, сейчас уже редко получается ездить всей семьей в полном составе - у старших детей свой график.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »