С 1 ноября 2004 года РАДИКАЛЬНО изменится процедура оформления документов на рынке недвижимости.
Для регистрации сделок обмером квартир займутся не отделения «Ростехинвентаризации» (более привычные как БТИ -- бюро технической инвентаризации), а коммерческие предприятия. Что изменится от этого для потребителей, сократятся ли очереди и снизятся ли цены на услуги «обмерщиков» -- разбирались участники конференции «Развитие системы техучета и техинвентаризации в России».
Перестройка действующей многие десятки лет системы ведения инвентаризации затеяна ради составления новой системы учета -- единого кадастра недвижимости, объединяющего жилой фонд, промышленные строения, земельные участки, леса, поля. Государству это нужно для того, чтобы обмерить и зарегистрировать всю российскую недвижимость с перспективой введения специального налога на недвижимость. Такая задача была поставлена еще несколько лет назад.
Однако тогда же возникла проблема: оказалось, что в отсутствие единых правил инвентаризацию, оценку и учет недвижимости муниципальные БТИ зачастую ведут настолько небрежно, что на картах городов могут «пропадать» целые дома. А учет недвижимости (ведение градостроительного, земельного кадастров, реестров промышленных объектов) вообще распылен между разными ведомствами. Поэтому и было решено разделить инвентаризацию недвижимости (обмер) и ее учет, оставив инвентаризацию на местах, а учет и оценку переведя в федеральное ведомство -- Агентство кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость»). В «Роснедвижимость» должны быть переданы и все архивы БТИ.
Одновременно с передачей архивов для повышения качества технического обмера строений и земли была задумана и санация структур БТИ. С 1 ноября 2004 года инвентаризацией помещений смогут заниматься только предприятия, аккредитованные при «Роснедвижимости». При этом пока трудно оценить, принесет передел ведомственных функций владельцам квартир, дач и земельных участков больше пользы или неудобств.
Государство получит налоги и знание того, сколько недвижимости есть в стране, коммерческая и промышленная недвижимость будет юридически легализована, а здания приписаны к земле, на которой стоят. Архивы приведут в порядок, а опись недвижимости будет вестись по единым правилам.
С введением обязательной аккредитации для организаций технического учета заниматься инвентаризацией, по словам главы «Роснедвижимости» Михаила Мишустина, смогут только те, кто пройдет жесткий отбор на профпригодность. Причем аккредитация будет дана лишь тем, у кого есть техническая возможность подключиться к электронной системе единого кадастра, подчеркнул чиновник.
Частные лица в свою очередь получат подтверждение своих прав собственности, когда недвижимость будет адекватно оценена и переписана, а земельные участки разграничены. Особенно актуально это для собственников нежилых помещений (гаражей, дачных домиков, придомовых территорий многоквартирных кондоминиумов), не имеющих на свою собственность надлежащим образом оформленных документов. Оценка недвижимости по единым утвержденным нормативам даст и социальные гарантии ее владельцам. Как сказал на конференции представитель БТИ Краснодарского края, «во время наводнения люди не получили должной компенсации за разрушенные дома только потому, что московские чиновники, приехавшие оценить масштаб разрушений, долго выясняли, что такое саманные и турлучные дома, а поняв, что стены этих домов из глины, насчитали пострадавшим копейки».
Люди, наконец, перестанут метаться между двумя уполномоченными на инвентаризацию структурами -- муниципальными БТИ и отделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация» (ныне ликвидированными). Эти отделения появились год назад для ведения градостроительного кадастра, и БТИ было предписано передать им документацию. Между БТИ и ФГУПами шла настоящая война, не прибавившая удобства рядовым гражданам, оформляющим документы.
Правда, интересный вопрос -- сколько будет стоить получение документов на недвижимость по новым правилам -- пока остается без ответа. Сегодня, чтобы недвижимость купить, продать, приватизировать, получить в наследство или оформить в залог, нужно не только отстоять очереди, но и заплатить за каждую справку БТИ по несколько сотен рублей. Новый порядок работы на рынке инвентаризационных услуг, как уверяет г-н Мишустин, изживет монополизм БТИ и цены станут более «социальными». Однако на практике в городе или районе скорее всего будет работать одно аккредитованное учреждение инвентаризации. Поэтому выбора техслужбы, которая в условиях конкуренции назначит скромные расценки за обмер квартиры, у рядовых граждан по-прежнему не будет.
Пока ни одной аккредитованной организации техинвентаризации недвижимости в стране нет. Действующие же ныне организации с 1 ноября формально потеряют право выдавать гражданам справки о техническом состоянии квартиры, а значит, по таким справкам нельзя будет ни продать, ни купить, ни приватизировать квартиру. Между тем только в столице ежедневно 4 тыс. человек приходит за подобными документами. Чтобы документооборот на рынке недвижимости в одночасье не рухнул, к ноябрю готовятся некие переходные правила работы с документами. Времени осталось меньше месяца, и пока никто не может сказать, куда за какими бумагами и печатями нужно будет бежать для оформления квартир.
«В системе БТИ работают пенсионеры»
Нина ЗЕЛЕНКОВА, президент Федеративного союза инвентаризаторов:
-- Саму систему БТИ надо давно менять: она очень консервативна, в ней работает много пенсионеров, они зачастую не владеют необходимыми навыками работы с электронными базами данных, да и в целом система учета ориентирована на бумажную архивацию. С другой стороны, очень остро стоит проблема сохранения архивов. Мы их и так чуть не потеряли, когда во время перестройки архивы передавались на уровень муниципалитетов.
Прежде чем допускать на рынок сторонние предприятия техинвентаризации, нужно выработать единую методологию инвентаризации, оценки и учета. Ведь нынешняя методология создана «снизу», на основе предложений, направляемых БТИ Госстрою.
Наконец, нужна система контроля качества услуг, которые будут оказывать коммерческие аккредитованные организации. Дадут ли они гарантии того, что будут предоставлять информацию гражданам, налоговикам и органам статистики? Беспокоит и вопрос, как новые организации будут оценивать свои услуги. Мы уже прошли период бесконтрольных цен, и теперь в каждом регионе с учетом местных особенностей устанавливаются цены по возможности социальные.
«Потребителей нам приходится посылать по известному адресу»
Дмитрий КУРАКИН, начальник Санкт-Петербургского городского управления инвентаризации и оценки недвижимости:
-- Прообраз будущей системы учета вызывает недоумение. Странно, во-первых, то, что у нас в стране инвентаризация и учет регулируются и будут регулироваться не законами, а подзаконными актами. Получается, что новая федеральная система учета будет основываться на ведомственных инструкциях. Во-вторых, непонятно, на каких правовых основаниях даже сейчас функционирует система техучета. Правовая коллизия в том, что техучет правительственным положением уже отнесен к ведению Федерального агентства. Получается, что БТИ могут выдавать справки о проведенной инвентаризации, но, чтобы поставить помещение на учет, теперь необходима печать органа учета. А БТИ уже таковым не является. Что нам делать с потребителями? Посылать их по адресу: Вернадского, 37 (почтовый адрес Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. -- Ред.).
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »