Оформление документов на покупку дачи напоминает айсберг и болото одновременно. Масштаб задачи совершенно неясен. Зато сделал первый шаг - и засосало. Как сэкономить несколько тысяч долларов, занявшись сбором бумаг самостоятельно.
Дачу я искал больше года. Дом с участком за $15 тыс. или просто землю за $3-5 тыс. В начале «пути», в 2002м, это были неплохие деньги. По северным районам Московской области я наездил тысяч пять километров. Знал каждую деревню под Солнечногорском и даже расположение танкового полигона. Там тоже продавали участок. Хороший, на опушке леса. Охраняемый солдатами въезд прилагался. Но заверения продавца, что «над головами никто стрелять не будет», вызывали сомнения. Насмотрелся участков под ЛЭП, где в ушах жужжало, и на таких косогорах, что и летом можно кататься на санках.
Наконец нам с женой продали дачу - ту, которую мы не раз снимали. Мы и раньше хотели ее выкупить, но хозяин все сомневался, а осенью 2003 года решился. Сославшись на занятость, он поставил условие: я вам - генеральную доверенность, вы мне - деньги, и оформляйте сами.
«Что ж ты его сразу не послал?» - спрашивают меня иногда. Отвечаю: желание купить 15 соток с домом было сильнее страха перед трудностями. Правда, была маленькая проблема: в документах числился только участок, а дом, сарай, колодец и дощатый сортир там не упоминались. Я решил, что это не беда.
План был такой. В Москве я получаю от хозяина доверенность с правом продажи и еду в область: московский нотариус не имеет права оформлять сделку, в которой от имени хозяина я продаю участок собственной жене.
Дозвониться и получить список необходимых документов, конечно же, не удалось. Пришлось ехать. В грязной квартирке на первом этаже я нашел помощников нотариуса. Не прерывая беседы, они кинули мне что-то про актуальный кадастровый план и справку из налоговой. План у меня был. Актуальность его предстояло выяснить. На это ушло три часа. Побывав у четырех специалистов, я выяснил, что документ 1998 года безнадежно устарел. Надо вызывать обмерщика. Приедет он не раньше чем через месяц: очередь.
Заплатив положенные сотню с чем-то долларов, я получил бумажку о том, что обязуюсь доставить специалиста на участок и обеспечить ему условия работы. До этого надо заехать в сельсовет за справкой о наличии строений. Справку дали: строения есть. В назначенный день я привез землемера. И обеспечил условия: сначала я бегал с рулеткой, потом - с шестом, который нужно было приставлять к углам чужих домов (как я к ним попаду, никого не интересовало).
Кроме того, пока не будет готов новый кадастровый план, мне предстояло согласовать границы с соседями, а их поиск тоже стоил нервов. Сосед справа не появлялся на даче лет пять. Параллельно я занялся легализацией дома. Было ясно: раз на плане он обозначен, нотариус уже не оформит продажу участка, обремененного строениями. Землемер, правда, намекал, что может его «не заметить», но поскольку тут же присутствовал представитель сельсовета, я подумал, что на всех «закрывших глаза» у меня денег не хватит, и решил играть честно.
Дом нужно было узаконить в БТИ. Я обратился туда в октябре. Выезд назначили на январь. Я спросил, нельзя ли раньше? Оказалось, только официальное оформление срочного выезда стоит $300. Я решил подождать, тем более что в декабре должен был подоспеть кадастровый план. Не подоспел: его потеряли, причем сразу во всех инстанциях. Нашли только в феврале. И оказалось, что дом площадью 50 кв. м на плане занимает треть участка. Пришлось переделывать план. Для ускорения процесса потребовалась бутылка коньяка. (Она всегда была со мной, как и две коробки конфет, купюры в 500 и 1000 руб. и многочисленные копии всех документов: где и что может понадобиться, угадать невозможно.) Обмер и описание материала фундамента для нового плана происходили в 28-градусный мороз. Наконец, с паспортом из БТИ я отправился платить штраф за незаконную постройку. Час в очереди, поход в Сбербанк - через неделю у меня было документальное подтверждение того, что я расплатился за самоуправство прежнего хозяина.
Далее следовало общение с архитектурно-планировочным бюро. Потребовались очередная порция справок из сельсовета и снова согласие соседей. Сельсовет выдал справку с неправильным номером дома просто потому, что там не было нормального плана деревни. Вообще я понял: все полученное от чиновников надо проверять. Они с легкостью путают даже названия деревень. Архитектор снова изучила дом и выдала согласовательный лист. Оказалось, формально на участок выезжала целая комиссия, включавшая пожарного и врача СЭС. Теперь нужны были подписи.
СЭС проводила экспертизу пригодности участка и дома для жилья, никуда не выезжая. Я ответил на вопрос, нет ли рядом свиноферм с опасными стоками, заплатил две с чем-то тысячи рублей и пошел к пожарным. Пожарные в тот день что-то праздновали с обеда - пришлось приезжать еще раз (70 км туда, 70 - обратно). Пожарный инспектор, получив коньяк, сразу согласился подписать акт, но только после того, как получит справку об установке в доме пожарной сигнализации. Требовалось оплатить ее в какомто ООО и вызвать мастера. «А сам я не могу прикрутить датчик к потолку?» - «Ну что вы, нет». Пришлось уговаривать коммерсантов, чтобы взяли деньги, написали справку, а прибор поставили «когда-нибудь потом».
Документы пошли на подпись к главе района, и я наконец смог зарегистрировать строение. Для этого потребовалось всего-то приехать к восьми утра и до вечера слушать старушек. «Я-то пришла в полшестого, затемно, не спалось мне, думала, первой приду, а тут вы»,- говорила одна. «А я здесь с четырех»,- вторила другая. Так возникали все очереди: большинство стояло к открытию, с девяти до обеда подходили еще два-три человека. Впрочем, число 80 перед последним именем в списке на регистрацию еще ничего не значило. Кого-то в последний момент отправляли за какой-нибудь бумажкой, кто-то сам понимал, что «нужно сбегать в БТИ», и пропадал. Поэтому за 23-м мог пойти 48-й. Затем появлялся пропустивший очередь, и начиналась обычная свара. В общем, я прочитал тысячи две страниц художественной литературы.
Как только я зарегистрировал дом, забрезжил свет в конце тоннеля. Оставались мелочи: полдня в налоговой, две поездки в регистрационную палату за выписками (их надо заказывать), нотариус, еще два похода в регистрационную палату (сдать и забрать документы - 4 часа на первое, 20 минут на второе). И все: мы с женой собственники. Правда, если я сейчас, через девять месяцев после окончания оформления, захочу продать свое имущество, половину инстанций придется проходить заново: система устроена так, что одна справка действует месяц, другая - два, третья - год. Так что у чиновников есть повод жаловаться на низкую зарплату и высокую загруженность.
Наверняка я забыл какие-то мелкие походы по кабинетам. Зато я понял, что чиновники - это такие жадные и ленивые люди, которые сами себе создают работу.
Оформление заняло у меня ровно год - и это при том, что я ничего не задерживал. Я заплатил около $700 официально, и еще пару сотен мелких подношений. И это еще дешево. Умельцы, «решающие чужие проблемы», взяли бы не меньше $3 тыс., помимо установленных государством взносов. Во всяком случае так утверждали те, кто интересовался вопросом. Получается, что каждая поездка в райцентр экономила мне около $100. Эта нехитрая арифметика и поддерживала мой боевой дух.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »