Тема строительства Центральной кольцевой автодороги на территории Московской области сегодня одна из самых популярных. Губернатор области Борис Громов анонсирует проект ЦКАД чуть ли не как условие для экономической революции в отдельно взятом регионе. Для владельцев земельных участков в Подмосковье такие настроения – повод для беспокойства. Ведь, попав в зону строительства автодороги, правообладателям придется столкнуться со значительными проблемами. Между тем, риэлторы под шумок поднимают цены на землю, где предположительно будет построена магистраль. Точных данных о маршруте пролегания ЦКАД (см. схему) сегодня не существует. Тем не менее, портал RealEstate.ru поинтересовался о сегодняшнем состоянии проекта у одного из самых информированных источников - заместителя генерального директора Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Дороги России» Андрея Журавлева.
Андрей Александрович, какую функцию выполняет ФГУ «Дороги России» в проекте ЦКАД?
Мы занимаемся структурированием проекта, как впрочем, и всех остальных проектов создания платных автомобильных дорог федерального значения на принципах государственно-частного партнерства. Фактически «Дороги России» - это государственная управляющая компания. Мы выступаем от имени Минтранса России и Федерального дорожного агентства. В частности, мы обосновываем целесообразность создания той или иной платной дороги в России. Кроме того, мы привлекаем множество ведущих мировых консультантов для разработки и экспертизы проектов. Например, в части транспортной инфраструктуры нас консультирует Macquarie, юридическим консультантом выступает Cameron McKenna, а финансовым - PricewaterhouseCoopers.
Какая компания занимается обоснованием инвестиций по проекту ЦКАД?
Обоснование инвестиций разрабатывает целый консорциум специалистов и консультантов. Его возглавляет российская компания – ИР «Девелопмент», которая была выбрана по результатам открытого конкурса. Нас консультируют агентства с мировыми именами. Работа строится в следующей последовательности: разрабатывается обоснование инвестиций и дорабатывается с учетом замечаний и рекомендаций по юридическим, финансовым и техническим аспектам, полученных от ведущих мировых специалистов в данной отрасли – наших консультантов. Целью Обоснования инвестиций является структурирование проекта, выработка решения государства о целесообразности, сроках и условиях реализации проекта.
Как бы вы сформулировали ту идею, которой подчинен проект строительства ЦКАД?
Строительство ЦКАД нацелено на решение не только подмосковных, но в первую очередь федеральных транспортных задач. Есть автодороги М-10 «Россия» (существующая трасса Москва – Санкт-Петербург), есть М-1 «Беларусь» (Москва - Минск), есть М-4 «Дон», соединяющая столицу с южными регионами России. Эти направления являются стратегически важными, поскольку входят в состав второго и девятого международных транспортных коридоров (МТК), а также МТК «Север-Юг». Необходимо сделать так, чтобы Россия могла в полной мере реализовать свои возможности по экспорту транспортных услуг. У России огромный транзитный потенциал, обусловленный географическим положением страны. Сейчас мы недополучаем значительные доходы, потому что международные грузо- и пассажиропотоки не идут через территорию Российской Федерации по автомобильным дорогам. Качество дорог оставляет желать лучшего. Но мы постепенно выходим из «забвения» со стороны иностранных компаний, занимающихся транзитными перевозками. Мы развиваем параллельно направления Москва – Санкт-Петербург, Москва – Минск, Москва – Новороссийск, а строительство ЦКАД является следующим логическим этапом реализации инфраструктурных проектов, направленных на создание современного скоростного автомобильного сообщения, интегрированного в систему международных транспортных коридоров.
Разумеется, важно и то, что транзитный транспортный поток будет выведен за пределы Москвы, а у Московской области появится современная дорога, отвечающая высоким требованиям скоростного движения. Ее создание обеспечит дополнительную возможность развития и социальную, и инженерную, и индустриальную инфраструктуру. Естественно, у Московской области есть градостроительные планы, и мы, бесспорно, должны с ними считаться. В настоящее время идет процесс согласования. Но по своим масштабам строительство ЦКАД - проект федерального уровня, не говоря о том, что от решения дорожных проблем зависят и геополитические успехи государства. Главное - это ликвидировать бреши в транспортной инфраструктуре страны.
Новая кольцевая автодорога будет соответствовать лучшим мировым стандартам. Предварительно, она будет иметь от 4 до 8 полос движения в каждом направлении. Будут построены развязки в разных уровнях со всеми крупными радиальными магистралями, а также обходы ряда городов (Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород, Голицыно), обеспечено спрямление участков автодороги в районе Икши, Поварово и ряда других населенных пунктов. На отдельных участках вдоль ЦКАД станет возможным сооружение современных логистических центров, а также грузовых (в том числе, таможенных) терминалов.
Не могли бы вы ознакомить посетителей нашего портала с текущей ситуацией в реализации проекта ЦКАД?
Говорить о каких-либо точных и неизменных характеристиках автодороги еще рано. Сейчас идет процесс разработки обоснования инвестиций. Проект проходит самую первую стадию, можно сказать, нулевую. Фактически государство все еще принимает решение о целесообразности и условиях проекта.
Как же, вот совсем недавно Борис Громов утвердил так называемую ось прохождения ЦКАД, а министр строительства Мособласти Евгений Серегин в мае говорил, что «Автодор» должен приступить к строительству ЦКАД в июне этого года…
Вопрос в том, что понимается под аббревиатурой ЦКАД? Чтобы с достаточной степенью определенности представить любой проект такого масштаба, он должен пройти стадию обоснования инвестиций, госэкспертизу на предмет соответствия экологическим, техническим нормам. В конце концов, должно быть соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации.
Если не будет положительного заключения госэкспертизы, то проект отправят на доработку. При благоприятном развитии событий, сначала будет разработан инженерный проект, потом проведены землеустроительные работы, выкуп земельных участков, выбран на конкурсной основе концессионер (в случае, если строительство будет осуществляться, как сейчас планируется, с использованием механизма концессии).
Но в настоящий момент проект еще не прошел необходимого согласования. По результатам целого ряда изысканий, намеченная трасса может отклониться как на несколько метров, так и на километр. В частности, я говорю о геологических и археологических изысканиях. Думаю, в течение двух месяцев должно быть получено соответствующее заключение. Пока процесс прохождения согласований соответствует графику. Поэтому с официальной позиции мы не можем опускаться до рассуждений, а делать определенные заявления еще рано.
Что касается документа, подписанного губернатором, то сами посудите: ведь с юридической точки зрения - это федеральный проект. А термин «ось» - это не термин из инженерного проекта. В документе представлена общая картина, которая в деталях может не один раз поменяться.
Наш вопрос продиктован беспокойством жителей Подмосковья, которые протестуют против прохождения ЦКАД по территории их садовых участков… В связи с этим интересует принцип изъятия земель под строительство?
Когда будет инженерный проект, тогда будет понятно, где и какие земельные участки, необходимо будет изъять для строительства автотрассы. Только тогда можно будет говорить, пройдет дорога через конкретные деревню, участок или нет. А слухи лишь инспирируют рост цен на землю в зонах предположительного прохождения ЦКАД. Подобные спекуляции на информации, а вернее на ее отсутствии, есть результат деятельности заинтересованных лиц, а именно - небольшой кучки продавцов и перекупщиков земли.
Ранее опубликованный проект ЦКАД, если взглянуть на карту, имеет такую странную «петлю» на западе области. Чем обусловлена такая схема?
Да действительно, есть «петля». И по этому поводу СМИ пишут всякие небылицы. Например, пишут, что на западе области дорога по предварительному проекту делает такую своеобразную «петлю» потому, что проектировщики испугались противодействия «сильных мира сего», живущих на Рублевке и в ее окрестностях, и решили провести трассу, минуя принадлежащие им земли. Это очевидная глупость! Она демонстрирует абсолютное неведение и крайнюю некомпетентность тех, кто распространяет подобные утверждения. Для нас важна экономическая целесообразность и техническая осуществимость того или иного решения. Ничего больше.
Строительство будет вестись кое-где на основе существующих Московского малого кольца (ММК) и Московского большого кольца (МБК), проходящих, соответственно, в 50-ти и 80-ти километрах от центра Москвы, а также участков магистральных федеральных автодорог «Беларусь» и «Россия». Малое кольцо может быть предназначено для движения легкового автотранспорта, а большое – для грузового.
ЦКАД делает «петлю» из-за необходимости обхода Звенигорода. Прокладывать дорогу рядом со Звенигородом - это непосильная нагрузка на бюджет, поскольку в окрестностях города вдоль дорог имеется очень плотная застройка. Наша задача - минимизировать вероятность конфликтов с собственниками земельных участков, а при прохождении трассы в зоне плотной застройки возможность «маневра» крайне ограничена.
При изъятии земель, мы должны и будем действовать по закону, то есть компенсировать людям потери по рыночной цене. Но пока не представляется возможным посчитать, сколько надо будет выделять бюджетных средств, чтобы снести или передвинуть частные дома, поскольку, как уже отмечалось ранее, маршрут прохождения трассы еще не определен.
Кто и как будет эксплуатировать объект? Каковы запланированные экономические параметры проекта, если об этом еще не рано говорить?
Согласно планируемой схеме реализации проекта, дорога, как и земля, остается в собственности у государства. Дорога передается концессионеру на правах аренды для коммерческой эксплуатации в течение 30 лет. За это время концессионер за счет взимаемой за проезд платы окупает свои вложения, а также получает необходимую прибыль. По истечении 30 лет дорога должна быть возращена государству в том же эксплуатационном состоянии, в каком она была передана концессионеру. Кстати, кто будет эксплуатировать, тот и будет нести ответственность за все происшествия, которые там будут происходить. Поэтому концессионеры экономически заинтересованы в том, чтобы создаваемая дорога, соответствовала самым высоким стандартам качества и отвечала требованиям скоростного движения. Это позволит сэкономить на ремонте и снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Ведь издержки в связи с несчастными случаями могут быть огромными.
И все же, Андрей Александрович, по вашим прогнозам, когда планируется приступить к строительству?
При получении в срок всех необходимых согласований, предварительно – в 2008 году.
Беседовала Любовь Орлова
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »