Примеры из истории показывают, что в любом государстве закон без механизма его реализации, без принуждения к исполнению всегда превращается в лозунг, в пустую декларацию.
Принятый в конце 2004 года пакет жилищных законов, который называли `первым комплексно разработанным пакетом`, уже заслужил определения `неработающего`. Причем не только потому, что не были приняты в полном объеме свыше 200 подзаконных актов (их принято лишь 10%), но и потому, что не содержит норм, принуждающих участников рынка (прежде всего – профессиональных) к достижению основной публичной цели реформирования – созданию рынка доступного жилья.
Как показали события 2005 года и начало 2006 года, жилищный пакет законов решает прямо противоположную задачу – делает жилье все более недоступным.
Впрочем, на практике не всегда официально декларируемые при разработке и принятии законов (или пакетов) законов цели совпадают с целями реальными. Причины подобного могут быть различны, но должны быть наказаны основные виновники совершенного, что бывает не часто даже в тех странах, которые являются образцами в публичных заявлениях наших политиков.
Какие же должны быть условия для создания рынка доступного жилья? Прежде всего – его должно строиться существенно больше, чем строиться в настоящее время.
Что нужно для этого сделать?
Экономическими методами заставить застройщиков строить минимум в 2-3 раза строить жилья больше, чем строиться в настоящее время.
Как это можно сделать?
Жилищным пакетом намечен следующий комплекс мер (но не все из них работают, поскольку до сих пор не принято большинство подзаконных актов):
`прозрачные` процедуры получения земельных участков под застройку в максимально короткие сроки (с 1 октября 2005 года – только на аукционной основе);
существенное сокращение сроков получения разрешения на строительство;
возможность быстрого и относительно недорогого подключения к необходимым инженерным коммуникациям;
В предложенных мерах не хватает главного – экономического механизма, однозначно заставляющего застройщиков строить больше. Мировой практике такой механизм известен – прогрессивное налогообложение доходов застройщиков, которое стимулирует строить больше, то есть получать доходы в зависимости от объемов построенного жилья.
В предложенных мерах нет еще одной важной составляющей – возможности получения дешевых (`длинных`) денег под жилищное строительство. То есть необходимо разработка процедуры их введения в экономику нашей страны. Именно с помощью введения системы `длинных` денег становится возможен низкий процент по ипотечным кредитам, который характерен для большинства стран мира. Вот такими, в первом приближении достаточно простыми мерами уже можно было бы существенно увеличить ежегодные объемы строящегося жилья. Однако разработки и введение подобных мер управляющей подсистемой рынка, то есть властью, пока не ведется. Хотя предложения о необходимости их разработки поступали.
По мнению ряда экспертов, управляющая подсистема рынка просто `не преследует национальных интересов`, и пока нет действенного механизма, который смог бы ее заставить достигать эту цель. Подобная предопределенность сказывается на `поведении` профессиональных участников рынка по вопросам ценообразования – цены растут под рассуждения об их рыночной природе.
Есть ли выход из создавшейся ситуации?
Можно допустить, что есть. Но то, что готовится властью, коммерческие представители которой берут контроль над основными игроками инвестиционно-строительного рынка для последующего `освоения` бюджетных денег в рамках реализации национального проекта по доступному жилью, сложно назвать наиболее приемлемым выходом для большинства домохозяйств нашей страны.
В последние несколько месяцев отдельные представители власти или их `доверенные лица` все чаще стали давать прогнозы о предстоящем кризисе в экономике России. К подобной деятельности таких участников рынка необходимо относиться `со вниманием`, поскольку очередной искусственный кризис может стать на время `лекарством` от накопившихся у власти проблем. Его следствием может стать и некоторое снижение цен на наиболее `перегретых` рынках жилья, под определение которых столичный рынок необходимо отнести в первую очередь…
В заключение этого материала полезной для профессиональных участников рынка будет следующая информация. За последнее десятилетие все нобелевские лауреаты премий в области экономики активно работают в области теории экономических игр. Согласно некоторым работам, экономической теории нет вообще, а есть только теория игр.
Один из классиков этой теории (Ауманн), пояснил для несведущих: `Теория игр – это исследование взаимодействий с рациональной точки зрения. Если даже рациональность не осознана, она все равно присутствует незримо.
Поэтому мы всегда рационально интерпретируем то, что видим в мире. Другими словами, мы спрашиваем, что лучше делать людям, если есть еще и другие люди, тоже принимающие решения.
Теория игр – это принятие оптимальных решений при наличии других людей, преследующих другие цели. В отличие от других подходов к экономике и политологии, этот метод мышления не использует разных логических конструкций по отношению к таким явлениям, как совершенная конкуренция, монополии, олигополии, международная торговля, голосование… Игра предлагает методологию, которая применима ко всем ситуациям взаимодействия`.
Эксперты Агентства используют некоторые положения теории игр при прогнозировании рынка недвижимости Московского региона и считают подобный подход вполне корректным…
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »