Собственникам жилья нужно определиться с выбором управляющей компании
Согласно вступившему в действие новому Жилищному кодексу до 1 марта 2006 года собственникам помещений многоквартирных жилых домов необходимо определиться - кто и на каких условиях будет управлять их домами. Вариантов может быть три: сами собственники, ТСЖ или управляющая организация. В качестве последней можно выбрать привычную для нас Дирекцию единого заказчика (ДЕЗ) или частную компанию.
Так, по мысли законодателей будет снята проблема монополии государства в сфере ЖКХ, частники и ДЕЗы будут уравнены в правах, а средства, отпускаемые на это, будут распределяться более справедливо - исходя из оценки качества услуг. Подробнее об этом мы попросили рассказать депутата Московской городской Думы, члена комиссий по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе Дмитрия Катаева.
- Дмитрий Иванович, что, по сути, лежит в основе нововведения, которое всех нас ждет?
- Если в доме уже организовано ТСЖ, то это значит, что со своим выбором жильцы определились, решив руководить процессом самостоятельно. Если в доме зарегистрирован ЖСК, то ситуация тоже, в принципе, понятна. Жильцы остальных домов, а их более 90%, должны выбрать управляющую организацию и заключить договор. Если они не проявят активность, то за них это сделает управа. Формально она обязана провести конкурс среди подобных компаний. Но, понятно же, что ее симпатии будут на стороне подконтрольной фирмы, того же ДЕЗа.
- Как, по-вашему, этот закон своевременный?
- И да, и нет. Нет - потому что люди не успеют принять обдуманное решение, разобравшись в сути этого дела. Тем более, что пресса не то чтобы замалчивает эту тему, но активного разъяснения всех этих вопросов на страницах газет и журналов нет. Правительство Москвы никакой пропаганды на этот счет также не ведет.
Сегодня через ДЕЗы, через Банк Москвы идут многомиллиардные финансовые потоки. ДЕЗы не выполняют значительной части работ, которую должны выполнять. И обкрадывают тех, кто там работает. Стало уже притчей во языцех то, что дворники расписываются в ведомостях за те деньги, которых реально не получают.
В целом же важность изменений весьма значительна.
Жилищный кодекс, введение которого наши чиновники, видимо, как-то проморгали или не сумели оказать сопротивление, существенно меняет ситуацию. Если бы удалось сделать то, что в нем написано, то это была бы хорошая жилищно-коммунальная реформа - та самая, о которой так много лет говорили, но которая "не двигалась с места". По важности ее можно сравнить с приватизацией 90-х годов. Но проблема упирается в неинформированность населения и отсутствие к ней интереса.
Недавно меня пригласили на собрание Комитета территориального самоуправления. Вопрос решался по поводу ТСЖ - организовывать его или нет. Для меня стало совершенно очевидно, что народ относится к этому даже с какой-то излишней осторожностью. Считают, что ТСЖ создаются для того, чтобы людей обдирать, чтобы переложить на них всю оплату, все коммунальные расходы, чтобы лишить дотаций.
- А как вы оцениваете рынок - есть ли сегодня выбор среди управляющих компаний, достаточно ли их, чтобы удовлетворить нужды жильцов?
- Рынок управляющих организаций практически отсутствует. Царит монополия ДЕЗов, есть еще акционерные общества, в которые преобразовались ДЕЗы, не изменившись ни по существу, ни по персональному составу.
- Действительно, есть такое мнение, что введение реформы выгодно власти: коммунальное хозяйство находится в плачевном техническом состоянии. И теперь все это ляжет на плечи граждан.
- А сейчас на чьих это плечах? Разница только в том, что сейчас мы все оплачиваем через бюджет. А через бюджет получается неэффективно. Фактически мы платим больше, получая меньше тех же самых услуг.
По Жилищному кодексу капитальный ремонт - это обязанность собственника. Мы с депутатами, в том числе и депутатами Госдумы, обсуждали эту проблему. Считаем, что эта норма ЖК противоречит Конституции. И вот почему. По Закону "О приватизации" государство брало на себя задолженность по капремонту. Граждане приватизировали жилье исходя из этой нормы. И вообще, странная эта ситуация: внешние долги государство признает, а от внутренних отказывается. Москва имеет деньги и капремонтом занимается. И по новому бюджету города объем средств, отпускаемый на капремонт зданий, значительно увеличен. Так что пока эта проблема для Москвы неактуальна. Но рано или поздно она возникнет. И, по всей видимости, потребует принятия нового закона.
- Как вы считаете, что лучше - управлять домом самостоятельно или поручить это специализированной организации?
- Не имея навыков, браться за это не стоит. Все-таки современный дом - это серьезная система, управление ею можно сравнить с управлением целым производством. В конце концов, в случае неудачи можно дискредитировать саму идею самоуправления.
Однако даже притом, что выбора на рынке почти нет, надо поискать нормальную компанию. Если кто-то вам посоветовал обратиться в компанию N, наведите о ней справки, поговорите с ее клиентами, выясните, каков срок ее работы на рынке. Если неделя, то это повод задуматься. Были случаи, когда управляющие компании брали кредиты в банках, а потом исчезали.
Я, например, с полным пониманием отношусь к тому, когда договор заключается с "родным" ДЕЗом. Потому что если заключается договор, то можно строить свои отношения по-новому, не так, как это происходит сейчас. Можно контролировать, как расходуются средства на обслуживание дома, и получать отчетность.
Хотя с договором все непросто. До сих пор нет примерного договора, который бы регулировал отношения собственников дома и управляющей компании. Пока ходят всякие самодеятельные бумаги, содержание которых весьма сомнительно. Недавно я видел проект, распространенный одним ДЕЗом. Его уже даже подписали жители одного из домов. Договор заключается на три года, тогда как Жилищный кодекс для первого раза предусматривает другой срок - всего год. И совсем уже интересная запись: управляющий (тот самый ДЕЗ) имеет право перестраивать, реконструировать, надстраивать жилые помещения, которые в последствии становятся его собственностью.
- А расторгнуть договор с ней можно?
- Можно, но сделать это будет непросто. Меня как-то приглашали на собрание довольно богатого ТСЖ, которым управляла образованная застройщиками дома фирма. Делала она это отвратительно. Жители создали правление и решили взять дела в свои руки. И начались проблемы вплоть до физических разборок. На территории была поставлена охрана, которая инициаторов просто не пропускала. Проблемы возникли и при передаче объекта энергоснабжающей организации - для этого вдруг потребовалось проходить инвентаризацию. А это большие деньги.
В конце концов, в подвале было отключено электричество, началось затопление подземного гаража. Со временем все было урегулировано. Но процесс проходил очень болезненно.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »