Вердикт президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), отменившего итоги конкурса на реконструкцию гостиницы “Россия”, застал врасплох столичные власти. Ни один чиновник не отважился прокомментировать скандальную ситуацию, а пресс-секретарь столичного мэра Сергей Цой заявил, что Юрий Лужков скажет свое веское слово лишь после того, как внимательно изучит аргументы судей. Однако возможностей для маневра у отцов города не много — решение ВАС окончательное и обжалованию не подлежит. Хочешь не хочешь, а новый конкурс среди инвесторов проводить придется.
По мнению участников рынка, власти сами виноваты в том, что оказались в положении унтер-офицерской вдовы. После конкурса на реконструкцию “России”, прошедшего в ноябре 2004 года, никто не смог внятно объяснить, почему победила компания “СТ Девелопмент” Шалвы Чигиринского, а не ЗАО “Монаб” и австрийский концерн “Штрабаг”. Ведь они предложили городу чуть ли не вдвое больше денег ($1,4 млрд. против $800 млн.), а проекты всех трех участников не слишком отличались друг от друга.
И ЗАО “Монаб”, и “Штрабаг” о намерении судиться с мэрией и Чигиринским объявили сразу. Однако австрийцы, получив в Москве сразу несколько выгодных подрядов, вскоре сменили гнев на милость. Ходили слухи, что Чигиринский пообещал привлечь “Штрабаг” к строительству многофункционального комплекса на месте снесенной “России”, после того как власти одобрят проект застройки. ЗАО “Монаб”, входящее в структуру банка “Еврофинанс”, оказалось менее сговорчивым. Поскольку строительство и девелопмент не являются для банкиров основным видом деятельности, они могли себе позволить в конфликте с мэрией пойти до конца. Проиграв в трех судах, “Монаб” неожиданно для всех выиграл решающую битву. “Честно говоря, мы рассчитывали, что президиум ВАС направит дело на новое рассмотрение. Так происходит в 90% случаев, но тут почему-то не сработало”, — признался “МК” источник в горадминистрации.
Почему “не сработало” и как выйти из трудной ситуации, на Тверской, 13, будут думать в ближайшие дни. Шалва Чигиринский, уже демонтировавший на 80% здание гостиницы, конечно, возмутился, но расстроился несильно. В случае отмены инвестконтракта его затраты будут полностью компенсированы или из бюджета города, или из кармана нового победителя конкурса. “То, что произошло, — это всего лишь опровержение решения мэрии”, — беспечно перевел стрелки Чигиринский. Кстати, нечто подобное в карьере предпринимателя уже было. В 2003 году ему пришлось выйти из проекта реконструкции гостиницы “Москва”, в котором его компания некоторое время играла первую скрипку.
Повторный конкурс по “России” может быть объявлен через два-три месяца. И ЗАО “Монаб”, и “Штрабаг” уже заявили о своей готовности вновь побороться за престижную площадку в 50 м от Кремля. Не исключено, что на этот раз, помимо Чигиринского, конкуренцию им захотят составить новые мощные игроки строительного рынка, например нынешний владелец “Главмосстроя” — олигарх Олег Дерипаска.