В феврале на московский рынок риэлтерских услуг вышел новый игрок - бюро недвижимости "Агент002". Его учредителями выступил акционер и член совета директоров компании Михаил Дубинин, а также Кристофер Маккензи - генеральный директор компании Brunswick Capital Limited.
Известные бизнесмены сочли рынок недвижимости привлекательным и, установив фиксированные комиссионные в размере 2% от суммы сделки, принялись за дело. Они намерены вложить в свой проект 1,5 млн долларов и уже в этом году занять около 1% столичного риэлтерского рынка, а в течение пяти лет довести свою долю до 10%. То есть составить конкуренцию грандам риэлтерского бизнеса - "Миэлю", МИАНу, "Инкому".
Впрочем, участники рынка отнеслись к внедрению "Агента002" индифферентно. Может быть, потому что старожилы слишком увлечены реструктуризацией своего бизнеса. Крупные компании закрывают нерентабельные отделения и концентрируются на инвестициях. Средние многопрофильные фирмы расширяют спектр услуг. А небольшие конторы всячески обхаживают клиентов. Ведь прошлогодний спад на московском рынке жилья ни для кого не прошел бесследно.
Сверху вниз
"Минувший год был непростым для риэлтерских компаний. Многие уже привыкли работать на растущем рынке, а потому достаточно остро восприняли стабилизацию цен", - заявил недавно президент компании Григорий Полторак. Он уже внес необходимые коррективы в стратегию развития своего бизнеса. "Мы выбрали для себя ключевые направления развития и даже сделали серьезный задел по некоторым из них. Например, создали Центр кредитов и займов, выделив его в отдельную компанию. Центр помогает нашим клиентам выбирать оптимальные ипотечные программы, а также проводить ипотечные сделки. Таким образом, мы оказываем полный цикл услуг: представляем интересы клиента в банке, осуществляем риэлтерское обслуживание", - говорит г-н Полторак. И добавляет, что в 2005 году ипотечное направление будет одним из приоритетных. Сегодня подготовлены сертифицированные кредитные консультанты в отделениях, заключены соглашения с 17 банками. Кроме того, создан уникальный программный продукт, позволяющий кредитным консультантам выбирать оптимальные режимы кредитования в Москве.
В том же направлении движется другой лидер рынка - компания "Миэль-недвижимость". По словам председателя правления этой фирмы Дмитрия Лебедева, необходимость участия риэлтера в ипотечных сделках очевидна. "Мы делаем ставку на ипотеку, поэтому в структуре нашей компании создано управление ипотеки, а также центр ипотечных программ, сотрудники которого предоставляют полный комплекс услуг на этом рынке", - рассказывает он. Директор центра ипотечных программ Елена Панова утверждает, что в 2004 году компания провела около 600 ипотечных сделок. Из них 35% пришлось на сделки с новостройками.
Попутно с ипотекой крупные риэлтеры намерены развивать и инвестиционный бизнес. "В 2004 году мы чуть-чуть недовыполнили планы по вторичному рынку, зато планы по новостройкам и загородной недвижимости - перевыполнили. Будем развивать эти направления и в дальнейшем", - говорит г-н Полторак. Кроме того, крупные риэлтерские компании заинтересованы и в развитии региональных проектов. Например, компания БЕСТ занята поиском потенциальных партнеров для работы по франчайзинговой схеме, а также намерена открывать собственные отделения в Подмосковье. Предполагается, что в регионах БЕСТ сначала будет позиционироваться как инвестиционная компания и лишь со временем развернет риэлтерские подразделения. И такой подход, заметим, вполне оправдан.
Сюда не ходи, туда ходи
Продвижение московских риэлтерских брендов в регионы началось давно. Правда, без особых успехов. С тех пор отношение региональных брокеров к московским торговым маркам остается, прямо скажем, неоднозначным.
Одним из первопроходцев была компания "Миэль-недвижимость", несколько лет назад запустившая в регионах ряд проектов по франчайзинговой схеме. В частности, отделение "Миэль" появилось в Новосибирске.
Поначалу местные риэлтеры отнеслись к столичному бренду с пиететом, но сразу сказали: не приживется. "Еще несколько лет назад, когда этот бренд только появился на нашем рынке, многие специалисты скептически оценили его перспективы. Мы были уверены: московские технологии на местном рынке неприменимы. У нас ведь своя специфика. Например, если в Москве цена квартир и комиссионные закладывались в общую стоимость и были неизвестны клиентам, то в Новосибирске комиссионные от продавцов никто не скрывал. Между тем это один из ключевых моментов во взаимоотношениях с клиентами - отсюда и договорная база, и технологии", - рассказывает один из сибирских риэлтеров. По мнению нашего собеседника, раскрученный в Москве бренд не дает никаких преимуществ в регионах. Поэтому, чтобы завоевать расположение потребителей, компании все равно необходимо предложить нечто уникальное, нестандартное. Тем более что на рынках недвижимости крупных городов, как правило, уже есть несколько достаточно крупных компаний, которые занимают прочные позиции в течение многих лет и являются лидерами рынка. Они уже выработали собственные технологии.
А вот руководитель аналитического центра Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков возможный приход москвичей на екатеринбургский рынок приветствует. Это, по его мнению, в немалой степени поспособствовало бы развитию рынка. "Но, - говорит он, - пока у местных игроков, похоже, нет особого желания работать под какой-либо московской торговой маркой. Возможно, если будут конкретные предложения, кто-то и откликнется. Пока же массового спроса на марку и технологии не видно", - говорит он.
Руководитель проекта "Национальная единая риэлтерская сеть" Игорь Червяков из Нижнего Новгорода считает, что продвижение крупного столичного риэлтерского бренда на нижегородском рынке не проблема. Более того, москвичи, вероятно, смогут оттянуть на себя наиболее перспективных и уже зарекомендовавших себя специалистов. Правда, есть одно "но". "Мне, например, импонируют 'Миэль' и МИАН. С удовольствием работал бы в этих компаниях, но только если бы они захотели получить здесь весомую долю рынка, а не галочку франчайзинговую поставить", - подчеркивает г-н Червяков. Продвижение, говорит он, должно хоть в какой-то мере соответствовать статусу бренда.
Специальные агенты
Интересно, что о развитии инвестиционного бизнеса, а также о продвижении на региональные рынки задумываются и средние фирмы. Например, компания Blackwood, несколько лет назад специализировавшаяся на брокерских услугах в разных сегментах элитного жилья. "Недавно мы даже создали собственную управляющую компанию, будем с ее помощью привлекать инвестиции в жилую и коммерческую недвижимость, - рассказывает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. - Любой бизнес переживает две фазы развития: первая - дифференциация, вторая - диверсификация. И этот порядок надо соблюдать, иначе можно обжечься. Вот сейчас мы как раз диверсифицируем бизнес по отраслям. При этом если раньше основной упор делали на брокеридж, то теперь - на консалтинг и инвестиции. Хочется делать что-то более глобальное и интересное". Более того, г-н Ковалев утверждает, что его компании интересны и региональные проекты: "Правда, пока не знаем, с чего начать - с брокериджа или с консалтинга. Это важный вопрос, но пока на него у меня нет ответа".
А вот заместитель генерального директора компании Наталья Ветлугина считает увлечение риэлтеров инвестициями в недвижимость небезопасным. "Мы всегда занимали очень принципиальную позицию в этом отношении и считаем, что это рискованно для всего бизнеса. Даже разделение направлений на риэлтерское и инвестиционное не всегда эффективно. В результате может пострадать либо один бизнес, либо другой, а то и все вместе", - говорит она. Не интересуют инвестиции и директора по развитию компании "Делайт Реалти" Ольгу Павлову. "Мы - многофункциональная компания, работаем во всех сегментах рынка элитной недвижимости - занимаемся арендой, продажей, загородными домами, земельными участками. Сейчас вот активно развиваем арендное направление, у нас даже есть свое ноу-хау, мы его успешно продвигаем. Предлагаем услуги собственникам и арендаторам элитных квартир. Работаем преимущественно с корпоративными клиентами, оказываем услуги по техническому обслуживанию жилья и юридическому сопровождению сделок. Наши клиенты в любое время суток могут связаться с нами по телефону, мы окажем им любую помощь, в случае необходимости направим бригаду рабочих", - рассказывает она. По словам г-жи Павловой, в ближайшее время компания не намерена искать новые ниши для развития бизнеса и собирается укреплять занятые позиции. "Мы не стремимся превратиться в гиганта, расширяемся по мере увеличения потребностей. Появилось новое направление, успешно развивается - мы его усиливаем", - поясняет она.
Представители небольших компаний, особенно тех, которые специализируются на отдельных сегментах рынка, утверждают, что снижение активности на рынке жилья не так уж и сильно отразилось на их бизнесе. А вот крупные компании, по их данным, оказались в непростой ситуации. На это, в частности, указывает усиление миграции персонала. Впрочем, потерявшие работу риэлтеры мало кому интересны. "Мы, например, не берем на работу сотрудников, уволившихся из других риэлтерских компаний, сами обучаем своих брокеров, - рассказывает г-жа Ветлугина из 'Нового города'. - Знаете, в чем специфика нашей профессии? В том, что риэлтер должен сочетать много навыков. Он должен быть немного финансовым консультантом, немного адвокатом, немного психоаналитиком. Ну и продавцом, разумеется. Сейчас найти таких разносторонних людей очень непросто".
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »