Индустриальные парки - самый непонятный и неизученный сегмент рынка коммерческой недвижимости. Это не удивительно: настоящих индустриальных парков в нашей стране нет, а заявляемые девелоперами проекты в ходе строительства зачастую превращаются в логистические комплексы или бизнес-парки, утрачивая главную особенность формата — ориентацию на производство.
Сегодня в России уже заявлено несколько крупных проектов, которые действительно могут в будущем стать индустриальными парками. Другое дело, что девелоперы, разрабатывающие концепции таких объектов, сталкиваются с огромным количеством трудностей. Например, полным информационным вакуумом. Как признался Алексей Новиков, директор отдела складской и индустриальной недвижимости компании Knight Frank, знания об этом сегменте рынка полностью не сосредоточены ни у одного консультанта, они разрознены и разбросаны среди разных игроков рынка: «Что-то знаем мы, что-то знают наши конкуренты, но сказать, что кто-то обладает полной и исчерпывающей информацией об этом рынке, невозможно». А раз так — этими знаниями нужно обмениваться. Для рынка предпочтительнее обладание всех компаний полной картиной, нежели владение каждой из них частью сведений.
Проведенная ИД Building конференция «Индустриальные парки: инвестиционный потенциал», спонсором которой выступила компания «Новая площадь», призвана была стать плацдармом, на котором из обрывков знаний, имеющихся у различных игроков, предполагалось сформировать более-менее полную и понятную картину этого нового для нашей страны рынка.
Участникам конференции удалось сойтись лишь в одном: разговаривая про индустриальные парки, ключевым словом следует считать не «склад», не «логистика» и не «офис», а именно «производство».
Однако на этом единство и закончилось. Например, наиболее яркая дискуссия развернулась по поводу арендаторов и покупателей помещений в индустриальных парках. В частности, по мнению Владислава Ковалевского, директора департамента складской недвижимости компании «БекарКонсалтинг», основными арендаторами площадей в индустриальных парках должен стать именно малый бизнес — легкие и средние производства. По его словам, развитие индустриальных парков позволит таким арендаторам уйти от стихийных образований и аренды помещений в бывших НИИ, заводах и т.д. Почему именно малый бизнес? Вопервых, потому что именно «малышам» будет интересно создание такой вот единой производственной среды, а во-вторых, сегодняшний уровень развития малого бизнеса уже опережаетсуществующие условия для размещения таких предприятий.
Тем более, что чиновники во главе с Владимиром Путиным и Германом Грефом вовсю рассказывают о своей нежной любви к малому бизнесу и желании его поддерживать. Особенно в сфере промышленности. Еще одним фактором, подтверждающим возможность размещения малого бизнеса в индустриальных парках, является тот факт, что крупные производственные компании не очень заинтересованы в развитии этого формата. Как объяснил Алексей Новиков, размещение где бы то ни было крупных производственников — вопрос политический. И решается он на уровне администраций разных уровней. В пример он привел завод Toyota, который изначально планировалось разместить в Подмосковье, однако затем волевым решением он был переведен в Ленинградскую область. Согласен с этим утверждением и Руслан Суворов, руководитель отдела складской и производственной недвижимости компании Praedium: «Основными клиентами индустриальных парков будут легкие производства. Почти склады, которые таким образом смогут находиться в единой среде. Для крупных же компаний индустриальный парк не является обязательным условием размещения производства, для них главное — наличие земельного участка с коммуникациями».
А вот Андрей Подгорный, коммерческий директор «РосЕвроДевелопмента», так не считает. По его мнению, индустриальные парки, рассчитанные на крупный или малый бизнес, — это просто разные форматы. «Существуют и такие, и такие. Бывает, что площади в индустриальных парках сдаются малому бизнесу, а бывает, что центром притяжения небольших компаний становится крупный производитель, который арендует большую часть помещений. Но сравнивать эти два формата так же бессмысленно, как бессмысленно сравнивать ярмарку „Коньково“ и торговый центр „МЕГА“», — утверждает Подгорный. Но как бы то ни было, по его словам, при строительстве индустриальных парков роли резидентов и арендаторов сливаются воедино.
Как подчеркнул в своем докладе Новиков, сегодня в России нет ни одного настоящего индустриального парка, который полностью соответствовал бы западному определению. Проекты, которые называются индустриальнымипарками, уже есть, однако назвать их таковыми в полном смысле слова нелегко, так как зачастую они находятся на границе со складскими комплексами, а то и бизнес-парками, как, например, индустриальный парк «Шереметьево». Однако если нет сейчас, не значит, что не будет потом. По крайней мере, эксперты уверены, что будущее у индустриальных парков есть. Как напомнил Новиков, три года назад никто толком не верил в перспективы складского рынка, а участники редких конференций по этой теме засыпали прямо в зале. И несмотря на это буквально за три года рынок совершил бурный рывок. То же самое ждет, по всей видимости, и сегмент индустриальных парков.
Главное — не пускать развитие этого рынка на самотек. По словам Регины Лочмеле, руководителя группы аналитики рынков офисной и складской недвижимости компании Colliers International, развитие индустриальных парков невозможно без активного участия в этом процессе государства. Впрочем, принципиально, чтобы активная господдержка не перешла в госвмешательство, когда значимыми игроками на рынке станут лишь государственные институты. Это мы уже проходили.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »