Профессия ипотечного брокера перестает быть экзотической. Число таких специалистов растет день ото дня. Более того, они готовы создать собственную общественную организацию — Национальную лигу ипотечных брокеров. Об этом на конференции, проведенной Московской ассоциацией — Гильдией риэлторов, заявил председатель комитета МАГР по ипотеке вице-президент корпорации «БЕСТ-Недвижимость» Владимир Лопатин. А самим ипотечным брокерам здесь была посвящена отдельная секция.
Откуда что пошло
В конце 90‑х годов прошлого века ипотека в России еще выглядела далекой и призрачной, даже в крупных риелторских компаниях на сотрудников, которые брались за проведение подобных сделок, смотрели с сочувствием и снисхождением. Но банки не только поддержали риелторов‑энтузиастов, но и организовали их обучение. Пионером в таком деле стал банк «Дельта Кредит». Он, кстати, первым и предложил новую для отечественного рынка услугу ипотечного жилищного кредитования. В его ежегодные рейтинги стремились попасть многие крупные риелторские фирмы, создавшие специальные ипотечные подразделения.
«Поначалу наши специалисты-ипотечники вели клиента от выбора банка до покупки и оформления недвижимости, — рассказывает Лариса Патлух, руководитель департамента риелторских услуг корпорации «БЕСТ-Недвижимость». — Затем услугу разделили на две составляющие. Так появился кредитный консультант. В его задачу входит постоянный мониторинг банков, знакомство с появляющимися кредитными продуктами, подбор оптимального варианта для клиента компании, наблюдение за ходом его обслуживания».
После того как Правительство РФ провозгласило ипотеку основным механизмом стимулирования спроса населения на жилье, участники рынка поняли, что надо готовиться к наплыву клиентов. «В 2004 году в нашей корпорации был создан центр кредитов и займов, — продолжает Л. Патлух. — Кроме подготовки ипотечных брокеров, он занят систематизацией и формализацией требований банков к объектам недвижимости, принимаемым в залог». По свидетельству руководителя департамента, задача эта крайне важная, учитывая растущий дефицит жилья. Сегодня скорость подбора недвижимости выходит на первый план, потому что, получив согласие кредитной комиссии, заемщик часто не успевает освоить кредит. «В сложившейся ситуации банки должны упростить свои требования в отношении объектов», — считает Л. Патлух.
Кто платит деньги, тот и заказывает музыку
Хотя в России за образец принята американская модель ипотеки, следуем мы ей не в полной мере. В частности, в Штатах деятельность ипотечных брокеров и риелторов разделена и регулируется законодательно. Вознаграждение за свою работу брокеры получают в виде комиссионных банка за каждого заемщика. Кроме того, названные организации предоставляют таким специалистам кредитные продукты по более низким ценам, чем гражданам, обратившимся в банк напрямую. Из этой разницы и складывается доход брокера.
У нас пока таких отношений между банками и кредитными брокерами нет. Услуги ипотечных консультантов оплачивают заемщики. Величина вознаграждения составляет от 20 до 800 долларов в зависимости от объема проведенной работы, иногда комиссия исчисляется в процентах от суммы кредита (1–2 %). В большинстве случаев первичную консультацию предоставляют клиентам бесплатно.
Чаще всего брокеры работают в рамках крупных агентств недвижимости, но появляются и независимые ипотечные бюро. Им приходится выстраивать отношения не только с банками, но и с риелторскими компаниями.
«Мы набираем и обучаем брокеров, а затем «рассаживаем» к партнерам в агентства недвижимости, — рассказал андеррайтер Независимого бюро ипотечного кредитования Павел Комолов. — Бюро готово платить за рабочее место консультанта, главное — чтобы через нас шел поток клиентов». Такое сотрудничество, по мнению П. Комолова, особенно выгодно небольшим риелторским фирмам, поскольку позволяет риелторам не отвлекаться от своих прямых обязанностей, бегая по банкам в поисках подходящей для клиента ипотечной программы. Эту работу гораздо эффективнее выполняют независимые кредитные брокеры. Правда, пока риелторские компании не слишком активно пользуются их услугами.
Есть трудности и в отношениях ипотечных брокеров с банками. По словам П. Комолова, если кредитные организации не предоставляют полный список требований к заемщику, консультантам приходится тратить «лишнее время и силы и подбирать заведомо отказные варианты».
Нельзя сказать, чтобы банки не понимали перспективности партнерства с ипотечными брокерами. Такое понимание есть: консультант берет на себя наиболее хлопотную часть работы с заемщиком, а финансовой организации остается выдавать кредиты. Городской ипотечный банк, например, в прошлом году начал сотрудничать с такими специалистами. «Это абсолютно оправданный шаг, — считает его представитель Михаил Бусыгин. — Как посредник брокер позволяет увеличить производительность банка без расширения его штата. Такое партнерство может быть эффективным, если отлажена оперативная связь брокеров с большим количеством банков, если они имеют постоянный информационный канал и знают обо всех кредитных новинках».
За три месяца работы программы Городской ипотечный банк подготовил около 50 брокеров, уточнив и основные требования к ним. С точки зрения банка, идеальный ипотечный консультант должен понимать потребности клиента, прекрасно ориентироваться в условиях названной организации и не вводить ее в заблуждение относительно истинной платежеспособности заемщика, используя служебную иформацию.
Брокеры готовы объединиться
Кредитные брокеры и сами озабочены качеством предоставляемых услуг. Они поднимают вопрос о сертификации своей деятельности. Но остается решить, какие структуры будут заниматься сертификацией консультантов. Государство, сокращающее список лицензируемых видов работ, вряд ли возьмется за это. Логично возложить такую функцию на тех, в чьих интересах ипотечные брокеры действуют, то есть на банки.
Именно они, по мнению Владимира Лопатина, и должны выдавать сертификат, который дает право называться ипотечным брокером. Организовать сертификацию предлагают в рамках некоммерческого партнерства Национальной лиги ипотечных брокеров. Лига возьмет на себя функцию эффективной помощи действующим специалистам.
В качестве варианта системы подготовки и поддержки сертифицированных брокеров В. Лопатин предложил рассматривать проект «ПростоИпотека», включающий четыре подсистемы: «Обучение», «Информирование», «Технология», «Администрирование». После прохождения каждого уровня консультант сдает квалификационный экзамен и получает ту или иную степень сертификации.
Подсистема «Обучение» дает брокеру стартовый объем знаний и возможность поддержания квалификационного уровня в дальнейшем. Однако кроме знаний специалист должен иметь информационную подпитку, постоянно практиковаться. Чтобы получить доступ к новостям рынка, консультант осваивает подсистему «Информирование» и подключается к программному продукту (он, кстати, пока не имеет аналогов в России), содержащему базу данных о кредитных предложениях. Это своего рода ипотечный навигатор для профессионалов. Информация здесь систематизирована и упакована, что упрощает ее использование в работе. Достоинство программы в том, что она доступна любому сертифицированному брокеру, где бы он ни находился.
Еще более высокого уровня достигает консультант, умеющий работать с технологическим обеспечением. Находясь в подсистеме «Брокер-технология», специалист получает электронный кабинет с пакетом всех необходимых документов. Разработчики программы поставили своей целью упростить взаимодействие консультантов с банками, добиться стандартизации и автоматизации основных процедур. Получив доступ к системе, брокер не будет подстраиваться под требования оформления информации, предъявляемые разными кредитными организациями. Он вводит данные по общей схеме, а программа сама трансформирует их с учетом принятых форм.
Высший квалификационный уровень означает допуск ипотечного брокера к системе скидок и преференций финансовых организаций для членов некоммерческого партнерства. Такие специалисты могут предлагать своим клиентам эксклюзивные льготные ипотечные программы банков‑партнеров. Подсистема «Брокер-администрирование» объединяет сертифицированных брокеров под эгидой Лиги.
Особую роль в Национальной лиге ипотечных консультантов организаторы отводят представителям банков. Они образуют экспертный совет с правом утверждения программ тестирования, обучения и сертификации брокеров.
Свою поддержку новой общественной организации уже выразили Российская гильдия риэлторов, Московская ассоциация — Гильдия риэлторов, Ассоциация риэлторов Подмосковья и Санкт-Петербурга и другие участники ипотечного рынка.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »