В России "нарушен баланс между увеличением объемов строительства и ростом платежеспособного спроса на жилье". К этому выводу пришли участники прошедших 4 апреля в Госдуме парламентских слушаний. Если сказать проще – строительство жилья стремительно сокращается, а цены так же стремительно растут.
Законодательные новации российской власти, вторгшись в какой ни на есть, но существующий рынок строительства жилья, сузили его до предела. А если добавить сюда стремительное ветшание жилого фонда и полный отказ государства от ответственности за его состояние, то картина становится совсем уж удручающей.
Как отметил на слушаниях председатель комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, для выполнения плановых показателей нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" к 2010 году необходимо обеспечить возможность приобретения жилья за счет собственных средств 30% семей (сегодня это могут себе позволить только 9% российских семей).
Для этого необходимо удвоить объемы строительства жилья, наращивая их ежегодно на 15-20%.
Однако выступивший следом за господином Шаккумом президент одного из крупнейших российских застройщиков "Миракс Групп" Сергей Полонский предложил выкинуть подписанную несколько месяцев назад программу в мусорную корзину. "Не построим мы столько", – заявил президент "Миракс Групп", напомнив, что
в 2005 году предложение на рынке жилья снизилось на 36%. И, как следствие, на 40% выросли цены.
Представители строительного сообщества вспомнили закон о долевом строительстве, возложивший чрезмерную ответственность и риски на застройщика и кредитные организации, и, фактически, оставивший жилищное строительство без кредитных средств. А также новый порядок предоставления земельных участков и остающиеся неизменными административные препоны.
Согласно нормам Земельного и Градостроительного кодексов РФ подготовка площадей под застройку теперь является обязанностью муниципалитетов, которые должны выставлять на аукционы участки с уже готовой инфраструктурой. Однако, по мнению директора департамента координации ипотечных программ ОАО "ГК ПИК" Натальи Пастуховой, в законе эта норма сформулирована так, что местные власти могут выставлять на продажу участки, просто добавив в пакет документов "информацию о технических условиях подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
С тем, что разумная, казалось бы, норма на деле оказалась совершенно нереальной, согласился и Мартин Шаккум. Процесс подготовки участка к продаже – межевание, постановка на учет, инженерные изыскания, выполнение техусловий подключения объекта сетям – требует времени и существенных расходов. А тот факт, что для комплексной жилой застройки теперь можно предоставлять лишь полностью свободный земельный участок, фактически остановил реализацию всех региональных и местных программ переселения из ветхого и аварийного жилья.
"Сейчас вне закона оказались все программы реконструкции,
-- заявил господин Шаккум. - В городах нет свободных участков, все они обременены ветхим, частным, ведомственным жильем. И по закону муниципалитет не может выставить участки на аукцион, прежде чем не освободит их". Единственный предусмотренный Земельным кодексом способ предоставления участков – аукцион – не позволяет местным властям выполнять свои обязанности по строительству муниципального жилья.
По мнению же главы Минрегионразвития Владимира Яковлева, нацпроект "Доступное жилье" – "прост и понятен всем его участникам". Так же, как "механизм реализации" этого проекта целевая программа "Жилище" и входящие в ее состав подпрограммы.
А блокирует выполнение Проекта отсутствие нормативных актов правительства, необходимых для реализации пакета из 27 законов по формированию рынка доступного жилья.
Как считает господин Яковлев, необходимо срочно разрабатывать технические регламенты, принимать законы о саморегулируемых организациях и о финансовом оздоровлении. Кроме того, по оценке Владимира Яковлева,
не прониклись важностью задачи регионы, не спешащие приводить свое законодательство в соответствие с федеральным и даже не имеющие генпланов развития городов.
По мнению ряда участников слушаний, в "нарушении баланса между увеличением объемов строительства и ростом платежеспособного спроса на жилье" виноваты и мероприятия властей, стимулирующие спрос.
"Здесь мы преуспели, – заявил председатель Экспертного совета администрации президента Аркадий Дворкович, – банковская система работает эффективно. Если мы не будем вмешиваться, рынок ипотеки разовьется бешенными темпами".
Тем не менее, в рамках национального проекта в 2006 году в бюджете на формирование спроса на жилье предусмотрено 47,1 млрд рублей (жилищные сертификаты, жилье для молодых семей и других категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства), а на формирование предложения – в десять раз меньше: 3,4 млрд рублей (и еще 25 млрд рублей государственных гарантий по заимствованиям на обеспечение участков коммунальной инфраструктурой). Но, как оказалось, банальное выделение денег из бюджета проблемы не решает, и уж тем более не может называться "национальным проектом".
И вот теперь, не зная как заставить строителей строить "доступное и комфортное" жилье, власти озабочены ограничением спроса.
В том числе и ипотеки, которая на сегодняшний день составляет всего 78 603 кредита, а согласно плановым цифрам нацпроекта, к 2010 году должна достичь цифры в 1 миллион.
Среди других прозвучавших на слушаниях идей были предложения активнее строить быстровозводимое и более дешевое жилье типовых серий, которое скорее можно назвать "доступным", чем монолитные дома по индивидуальным проектам.
Предложено вовлекать в оборот земельные участки, закрепленные за ведомствами. А также развивать производство стройматериалов и бороться с монополизацией этого рынка.
Но, главное, по мнению большинства участников слушаний, это – внесение изменений в пакет законов по формированию рынка доступного жилья. Что, собственно, уже и началось. Завтра депутаты Госдумы рассмотрят самый спорный закон из этого пакета – закон о долевом строительстве. Хотя, как говорят сами участники рынка, те изменения в закон, что предложены к первому чтению, ситуацию не спасут: надо либо менять все его 27 пунктов, либо уж не трогать вообще.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »