Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
1. Неоплаченный долг.
После Великой Отечественной войны в европейской части СССР не осталось ни одного уцелевшего города, ни одной не разоренной деревни. Того, что раньше называли жильем - практически не было. Надо было все строить заново. Поэтому государство разработало и внедрило программу строительства жилья. Суть программы была предельно проста. Страна взяла на себя обязательство предоставить каждому жителю СССР благоустроенное жилье, а все работоспособные его жители согласились получать за свою работу около 18 копеек с каждого заработанного рубля, отдавая остальное на пополнение так называемых общественных фондов потребления, из которых и черпались средства на реализацию жилищной и ряда других программ.
И хотя с годами очереди не убывали, желающих получить квартиру становилось все больше - государство от своих обязательств не отказывалось. По стране бодро шагали новостройки. Конечно, квартиры в них были далеки от совершенства, зато каждый знал: он может встать в очередь и спустя какое-то время получить жилье потому, что гарантом этого было государство. За полвека существования программы улучшили свои жилищные условия миллионы семей.
А потом случилась революция 1991года. Новые демократические власти приняли ряд решений, которые потом аукнулись резким спадом уровня жизни, дефолтом, остановкой промышленности, безработицей, разделением общества на очень бедных и очень богатых, проблемами в армии и т.д. Среди прочих было принято и решение о том, что новая Россия принимает на себя все долги бывшего СССР. Может это решение и не стоило выделять из множества других, столь же экзотичных, если бы не одна деталь: приняв на себя ответственность за долги бывших республик, а теперь независимых государств, многие из которых не только не сказали за это спасибо, но еще и продемонстрировали недружественность, наши руководители почему-то не вспомнили о долге перед собственным народом.
Не советуясь ни с кем, не проводя референдумов, исследований, власти твердо стали проводить в жизнь идею о том, что государство не должно строить жилье вообще, что предприятия не должны содержать социальную сферу вообще, что все очереди на получение жилья должны быть упразднены практически вообще и все, что связано с жильем, государство должно переложить на плечи самих граждан… Тоже - вообще.
Плоды этого непродуманного эксклюзива мне пришлось испытать на себе. Я тогда работал мэром Кстовского района. За два года мне удалось сформировать приличный бюджет, часть которого было решено направить на строительство жилья. В результате около трех тысяч семей улучшили свои жилищные условия. Для города с населением 65 тысяч человек – не такой уж и слабый показатель.
Мы уже готовились к переходу на новый уровень – возвратный, при котором люди не просто получали бы свое жилье, но с помощью местной власти могли бы постепенно его выкупать, тем самым создавая и постоянно пополняя фонд для дальнейшего строительства. Сказать, что нас не поняли вышестоящие власти, это все равно, что не сказать ничего. Как только стало известно, что в районе начала сокращаться очередность на получение жилья, что люди снова стали получать благоустроенные квартиры, на нас обрушились проверки. Я насчитал их более тридцати, а потом просто сбился со счета. Причина такой сверхактивности проверяющих стала понятной позднее. Выяснилось, что их не интересовало, а что ж район, собственно, построил, кого и куда расселили, как были организованы подбор строительных организаций, расходование бюджетных средств и т.д. Интересовались другим: а не кроется ли под видом жилищного строительства нечто иное, а не построил ли мэр, под шумок, кое-что для себя? Оказалось - не построил. Тогда подозрения сменились разочарованием, смешанным с удивлением.
- На кой ляд ты строишь жилье для кого-то, если мог построить много чего для себя и - по тихой? – хмурились проверяющие.
Когда я отвечал, что строительство жилья, является одной из задач местного самоуправления, и мы просто пытаемся эту задачу решить своими силами, вопрошавшие только покачивали головами, недоуменно улыбаясь.
Может, это наивно, но и тогда и сегодня я не находил и не нахожу ответа на один простой вопрос: если существовала всенародная, всем известная, всеми принятая и одобренная, дававшая положительные результаты программа строительства жилья, то на каком основании, по какому праву и почему она была отменена? Ведь эту программу, более полувека население страны оплачивало из своего кармана. Несколько поколений вложило в эту программу значительную часть заработанного и, очевидно, что государство использовало далеко не все эти инвестиции.
Если государство провозгласило демократический принцип управления и решения вопросов общенародного значения, то прежде чем отменять программу строительства жилья, наверное, надо было хотя бы поинтересоваться у ее главного инвестора, у собственного народа: а согласен ли инвестор с этой отменой? Но ни простого опроса населения, ни референдума, не было. Не было даже обсуждения этого вопроса на уровне профессионалов: экономистов, политиков, банкиров, руководителей крупных предприятий т.д. Программа просто была свернута и отправлена в архив за ненадобностью. Сформировавшиеся когда-то очереди нуждающихся в получении жилья стали тихо умирать. А в 2005 году это было официально закреплено в новом ЖК РФ. Технически все было сделано правильно. Программа умерла незаметно. Народ этой кончины почти не заметил. Но по сути, что ж тут правильного? Особенно, если вспомнить, что существовал и другой опыт. Например, в Югославии программа обеспечения населения жильем была практически решена еще во времена Тито. И вряд ли будет корректной ссылка на то, что там проживает меньше людей. Там и земли и природных ресурсов поменьше…
Наша, жутко свободная пресса все это время писала о чем угодно: кто, кого, где, когда, в чем или без ничего… Только о том, что у миллионов семей отобрали последнюю надежду на получение нормального жилья, почему-то помалкивала. Так был совершен один из первых обманов.
2. Активное бездействие
Этот обман сработал по принципу домино и вызвал к жизни все последующие. Отмена программы повлекла «экономию» средств в виде прекращения финансирования жилищного строительства. Соответственно, прекратили работу тысячи строительных организаций, остановились заводы по производству строительных материалов, оказались без работы сотни тысяч строителей. Одно не изменилось: от того, что государство перестало строить жилье, нужда в нем не исчезла.
И вот тут бы нашим народным избранникам подсуетиться, да и сверстать бы закон, вооружить и правительство и строителей мощной и новейшей правовой базой, позволяющей населению страны разумно использовать свой бесконечный потенциал…
Бог ведает, о чем думали думу в своей Думе задумчивые думцы, но до того, чтобы показать народу законный путь строительства жилья – как-то не додумались. А впрочем, может, это и не волновало их вовсе?
Власти на местах тоже особо не усердствовали. Строить жилье для народа их никто не заставлял, и они этого не делали. Да и денег на это им не выделяли. Более того, когда у местных властей отобрали НДС, потом очень сильно урезали долю поступления походного налога, большинство местных бюджетов очень сильно похудели. Многие оказались не в состоянии противостоять требованиям энергетиков, которые позволяли себе отключать за вдруг появившиеся долги, целые города… До жилья ли было? Правда, временами, когда давление нуждающихся в получении жилья становилось весьма ощутимым, местные власти рожали на свет божий некие локальные программы, такие как “Шаг за шагом”, “Ветхий фонд”, ипотека, жилье молодым и т.д. На эти программы никто не возлагал особенных надежд потому, что все понимали: нет ни законодательной базы, ни соответствующего уровня доходов бюджетов и населения, ни заинтересованности банков и т.д. Но видимость какой-то работы создавалась.
Это был еще один обман: и депутаты, и правительство делали вид, что кто-то, где-то занимается жильем, практически не предлагая никаких разумных вариантов выхода из надвигающегося кризиса, видимо полагая, что все и так, само собой, рассосется. Не рассосалось. Кризис наступил.
3. Время прохиндеев
Строители, не получая поддержки от законодателей и правительства зная, что проблема жилья не ушла, пытались выжить самостоятельно и несколько лет подряд изобретали свои, самые различные схемы работы. Наиболее продвинутые научились кредитоваться у банков, на полученные ссуды экономично строить и затем продавать жилье. Народ кряхтел, но – деваться некуда! Покупал.
Как известно, законодательный вакуум дает возможность проникновения на рынок не только добросовестным строителям, но всякого рода авантюристам. Втираясь в доверие к местной администрации, эти получали неплохие участки земли под застройку. Затем, показывая огражденную площадку под будущее строительство, а то и котлован, пользуясь дырками в законодательстве, они уговаривали людей купить воздух, из которого в будущем обещали слепить не просто дома, а ва-аще дворцы и к тому же дешевле аж на 15-20% от стоимости готового жилья! При этом прохиндеи, понимая всю зыбкость своей позиции, непременно ссылались на авторитет местных властей, показывали доверчивым людям эскизы будущих хором и тут же требовали денег.
- Нет, не всю сумму сразу, что вы! Можно сначала передать 30-50%, а в течение года – еще 50… Это ж легче, чем все и сразу, правда? Ну, а мы… Мы годика эдак за два, а то и раньше, все и построим! Земля у нас есть, вот подпись самого, видите? Главное – надо оплатить аванс.
Люди вспоминали, что когда-то местные власти действительно управляли процессом строительства жилья. Это воспоминание грело душу, люди верили в светлую мечту и развязывали кошельки...
Конечно, никаких гарантий прохиндеям местная администрация давать не могла и не давала. Но кто ж об этом знал? Ведь демократизация не сократила пропасть между чиновником и гражданином… И кто мешал администрации проверить финансовое состояние будущего застройщика на этапе предоставления земли под строительство дома? Ведь очевидно, что ООО «Бьем баклуши» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, или простое товарищество «Трое нищих» никогда не сможет построить даже курятник. Что мешало администрации отказать подобным сомнительным фирмам? А ведь не отказывали. И земельные участки – предоставляли. И распоряжения – подписывали. Причина такой безалаберности проста: законодатель это не запрещал и ничем не регулировал.
А прохиндеи этим-то и пользовались. Получив участок, они гордо демонстрировали солидную подпись на документах полученных из администрации и начинали активно собирать денежки с доверчивых дольщиков. Бывало, даже что-то начинали строить, одновременно резко улучшая свой собственный быт, покупая для пользы тела не слабые машинешки. И прятали деньги так, что отыскать их было невозможно, а строительство плавно и тихо замирало на уровне какого-то этажа.
Самое странное в этой ситуации то, что по закону часто никого и ни в чем невозможно было обвинить. Ведь в законе не было прямого запрета собирать деньги под идею строительства светлой мечты о собственном гнездышке. Да и строительство вообще-то начиналось. И даже – велось. Потом оно, почему-то, увядало. Ну и на каком основании такого неудачливого строителя называть мошенником? Он же сам пострадал, он же добросовестно начал строить, он же хотел как лучше, только вот – не получилось. А кто виноват, что не получилось? Да все и виноваты! И инфляция, и дефолт, и смежники, и поставщики, и плохие рабочие, и жадные чиновники, и плохая погода и даже… те самые дольщики, которые в случае неудачи мигом превращались в недобросовестных инвесторов.
Примерно так при отсутствии ясного и понятного законодательства, истина просто тонула в ворохе самых разных доводов, бумаг и разговоров. А страдали от этого ни в чем не повинные, поверившие в собственную мечту и в призрак гарантии местных властей люди.
Первопричина того, что такой обман мог состояться, что появилась возможность, практически безнаказанно обворовывать людей, кроется в том, что очень долго, более 10 лет, вопросы долевого участия в строительстве домов не регулировались практически никакими законами, все было пущено на самотек. Ну и как тут не появиться прохиндеям, с их вечной мечтой половить рыбку в пруде беззакония?
4. Судебная карусель
Удача не ожидала и тех, кто наивно пытался восстановить свои права и деньги в судебном порядке. Суды далеко не сразу смогли разобраться в том, что ж такое происходит. И потому, поначалу поневоле вставали на сторону прохиндеев. Ведь прохиндей не стремился показать истинную цель, с которой он отбирал у доверчивого дольщика деньги. Например, в договоре указывалось, что вы вступаете в некое коммандитное товарищество (звучит-то как солидно, а?), которое не только строит жилье, но и вообще имеет широкий такой профиль деятельности. В договоре также указывалось, что при нормальной работе товарищества вы будете иметь неплохую прибыль и потому не просто потратите, но еще и сэкономите свои денежки. По окончании срока договора, при выходе из этого товарищества вы обязательно получите свой вклад с дивидендами: либо в виде денег, либо в виде квартиры. Вот и получалось, что вы вообще-то не дольщик, (такого понятия закон, кстати, вообще не знал) вы - коммандитист, вкладчик, со всеми правами, предусмотренными ч.2 ст.85 ГК РФ.
А раз вы – вкладчик, имеющий право на получение прибыли, то вы вообще-то бизнесмен. Потому, если вы вложили свои средства в развитие бизнеса, и бизнес почему-то не состоялся, то кого ж тут винить? Всем известно, что занятие бизнесом – дело рисковое и ответственность за этот риск несет только сам вкладчик. И суды отказывали в удовлетворении исков дольщиков к великому удовольствию прохиндеев. Внешне - все совсем по закону…
В других случаях прохиндеи заключали с дольщиками договоры «об инвестировании строительства». А поскольку в соответствии с Законом РСФСР от 26 июня 1991 г "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", инвестор имеет все ту же цель - получение прибыли, то суды отказывали обманутым дольщикам в удовлетворении их исков расценивая их действия тоже как некий инвестиционный бизнес, за риски в котором несет ответственность только сам инвестор. И денежки у людей снова плакали, а прохиндеи торжествовали и богатели.
Положение изменилось совсем недавно, когда суды научились отделять зерна от плевел и стали принимать решения в пользу дольщиков, независимо от того, как эти дольщики именуются в договорах. Сегодня суды руководствуются ст.9 ФЗ РФ «О введении в действие ч.2 ГК РФ» и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" и такие иски, как правило, удовлетворяются.
Но как ни странно, от этого дольщик не стал более защищенным и не получил никаких гарантий того, что сможет вернуть деньги, вложенные в строительство, которое никогда не будет завершено. Как известно, наши суды работают неторопливо. Поэтому часто к моменту, когда дольщик получал на руки исполнительный лист, денег у прохиндея не оказывалось и исполнение решения зависало в воздухе.
Да и что, собственно, можно получить с ООО «Мошенникстрой»? В лучшем случае уставник - 10 тысяч рублей, а то и этого не окажется.
И даже если следственные органы усмотрят в действиях прохиндея признаки состава преступления, и даже если это дело будет когда-то расследовано и вина мошенника будет доказана и он все же будет когда-то осужден, то и здесь денег своих дольщик, скорее всего, так и не увидит.
Вот пример совсем недавний: судом к наказанию в виде лишения свободы, были осуждены два мошенника, которые умудрились одни и те же квартиры продать нескольким дольщикам одновременно. Я спросил одного из пострадавших, возмещен ли ему ущерб? В ответ он лишь безнадежно махнул рукой. Был ли он удовлетворен хотя бы морально - не знаю.
Кстати, о возмещении морального вреда. Зачастую создается впечатление, что суды просто не знакомы с этим понятием и если дольщик просит возместить моральный вред, то практически никогда не взыскивают ту сумму, которую называет дольщик и либо резко снижают размер возмещения, либо вообще отказывают в иске. При этом они ссылаются на ст.151 ГК РФ, которая рекомендует принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. На практике же это часто приводит к тому, что дольщик не получает ничего.
Не так давно суд рассмотрел дело, по которому было установлено, что дольщику обещали построить квартиру в 1999г, но не построили, мытарили его еще шесть лет, до 2005года. В иске дольщик ставил вопрос о взыскании компенсации за причиненный ему моральный вред в размере 50 тыс. рублей. Как будто не такая уж и высокая цена за переживания в течение шести лет… Суд взыскал 5 тысяч, т.е. в 10 раз меньше. Честно говоря, я так и не смог объяснить своему знакомому тайну логики суда, принимавшего такое решение.
А совсем недавно мне рассказали еще об одном решении суда: дольщик, проживавший на Дальнем Востоке, решил вернуться в родной город и заключил с некоей фирмой договор о долевом участии в строительстве дома. Фирма обещала построить дом в 1998году, но потом постоянно переносила сроки сдачи дома. В 2003 году дольщик случайно узнал, что фирма обанкротилась. Бросив все, он приехал в Н.Новгород и обнаружил, что выстроена только коробка дома. Он уволился с работы и почти три года потратил на то, чтобы за ним признали право собственности хотя бы на недострой. Наконец, получив заветное зеленое свидетельство, он вошел в то, что должно было называться его квартирой. А там его уже поджидал председатель вновь созданного ТСЖ, который потребовал внести еще около 200 тысяч рублей «на достройку дома». Таких денег у человека, три года прожившего практически без работы и жилья, конечно не было. К тому же ему никто даже не попытался объяснить, почему 200 тысяч, а не 20? Когда он отказался внести такую сумму, перед ним просто закрыли железную дверь подъезда, перестали пускать в дом и отказались выдать ключ.
Дольщик, почти год не мог попасть в квартиру, мыкался по углам у знакомых до тех пор, пока не состоялось судебное решение, и судебный пристав принудил виновное лицо выдать собственнику ключи от входной двери дома. А когда дольщик попытался взыскать моральный вред с тех, кто все это беззаконие учинил, суд просто отказал ему в этом указав, что не видит, какие такие моральные страдания могли быть причинены человеку, которого долгие месяцы незаконно не пускали в его же собственную квартиру, вынуждая жить на положении бомжа и лишая возможности привести в порядок хотя бы то что построено… Мне такая логика кажется просто непостижимой. Может быть, читатели думают по иному?
Практически никогда суды не применяют в полном объеме и правило о взыскании пени за просрочку исполнения. Если в договоре указан срок исполнения подрядчиком работы (услуги), и если работа не исполнена в срок, то заказчик, в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», имеет право требовать взыскания с недобросовестного исполнителя пени в размере 3% за каждый день просрочки. Взыскание пени, направлено на возмещение убытков причиненных нарушением сроков исполнения договора. Очевидно, что с каждым годом цена квартиры увеличивается и если дом не построен в срок, то, даже получив сполна всю сумму вложенных когда-то средств, дольщик не сможет уже ни построить, ни купить такую же квартиру, по такой же цене. И виноват в этом явно не дольщик. Но суды почему-то в большинстве случаев снижают размер взыскания до уровня просто символического. По одному из дел, дольщик уплатил за строительство трехкомнатной квартиры около 40 тыс. долларов, срок сдачи дома был нарушен на целых три года, и даже после этого оказался недостроен. По закону дольщик имел право требовать взыскания пени практически в размере оплаченной им суммы. Но суд взыскал в качестве пени всего три тысячи рублей. Это больше напоминает насмешку…
Почему суды столь милосердны к мошенникам? Может потому, что не дали законодатели судам четкой законодательной базы вот и формируется судебная практика, как Бог пошлет? Только вот дольщику от этого не легче. Он со всех сторон остается беззащитным.
5. Закон новый – проблемы старые
Наконец законодатели встрепенулись и 30 декабря 2004г приняли Федеральный закон N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 1 марта 2005г.
Что принципиально нового привнес этот закон в практику долевого строительства? Наконец-то назвал процесс долевого участия в строительстве, застройщика, объект долевого участия своими именами, установил ответственность за отказ, просрочку исполнения договора, потребовал официальной регистрации всех договоров долевого участия, установил, какие сведения застройщик обязан предоставлять госорганам и любому желающему, разрешил приступать к строительству только при наличии базового размера начального капитала, дополнил КоАП РФ статьей 14.28 об ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости…
Все это конечно полезные новеллы, но введены они поздно и ситуацию не исправили. Разве что привели к резкому скачку цен на недвижимость, к замедлению оформления документов, сокращению числа застройщиков и росту очередей в офисах федеральной регистрационной службы.
А недострои не прекращают появляться и дольщики как теряли свои деньги, так и продолжают их терять. К 2006 году ситуация так обострилась, что обманутые дольщики решили пикетировать Дом Правительства на Горбатом мосту в Москве.
6. Кто виноват?
Этот вопрос мне задают часто те, кто пострадал и надеется хотя бы на возврат вложенных в никуда денег. Ответ очень прост. Виновато государство.
Именно оно когда-то необдуманно отказалось от продолжения программы строительства жилья. Именно оно не разработало взамен никакой надежной законодательной базы для строительства жилья в новых условиях. Именно оно никак не контролировало деятельность тех, кто называл себя застройщиками и тем самым создало условия для разгула прохиндеев. Оно же никак не контролировало и не направляло деятельность органов местного самоуправления в вопросах предоставления участков земли под строительство. Именно оно не разработало системы гарантий для дольщиков, при которой бы дольщик не терял свои деньги в случае недобросовестности строителя. Именно оно не сформулировало простые и понятные принципы, которыми должны руководствоваться строители при заключении договоров и суды при рассмотрении споров по искам обманутых вкладчиков и т.д. Список можно продолжать еще долго. По этим причинам и по многим другим, которые в одной публикации изложить невозможно, именно государство - от Правительства РФ, до органов местного самоуправления - должно сегодня не только срочно придти на выручку вкладчикам, но и принять действенные меры к тому, чтобы недострои не появлялись.
Поэтому люди, которых до сих пор все еще неправильно именуют обманутыми инвесторами, совершенно правильно предъявляют претензии Правительству РФ.
7. Что делать?
Этот вопрос посложнее. Ситуация уже вошла в зону конфликта, уже слишком много пострадавших, поэтому я постараюсь изложить свое видение решения этой проблемы в самых общих чертах.
1.Объекты, в которые дольщики вложили свои деньги должны быть срочно, пока их природа не привела в негодность, достроены за счет государства, поскольку оно, безусловно, виновно в том, что это произошло.
2. Одновременно возникшие при этом убытки государство должно четко и безапелляционно взыскать с тех, кто конкретно виновен в создании этих недостроев: с недобросовестных строителей, прохиндеев и мошенников.
3. Для этого необходимо, чтобы прокурорские и судебные органы наконец-то повернулись лицом к дольщикам, наконец-то реально заработали и, расследовав каждый случай обмана вкладчиков, квалифицировали бы действия недобросовестных застройщиков по их реальным заслугам, привлекли бы их к соответствующему виду ответственности, взыскали в пользу государства причиненный ими убыток, включая и средства, выделенные из госбюджета на достройку домов, и пени за просрочку исполнения договоров.
4. Необходимо вспомнить о неплохом опыте прошлого и разработать всероссийскую программу строительства жилья. Только не в том ее невозвратном варианте, который существовал в советские времена, а в варианте рыночном, когда кредитором выступает не банк, не застройщик, а государство с его могучим потенциалом и столь же могучими возможностями, а кредитуемым является гражданин, постепенно выкупающий у государства это жилье. Основой может стать президентская программа «Доступное жилье». Главное в этой программе – четко обозначить цель, с которой она делается, и уйти от сегодняшней неразумной и практически недоступной многим ипотеки с ее удушающими процентами и целым комплексом условностей, в которых заложены будущие проблемы тех, кто сегодня, рассчитывая на авось накинул на себя эту удавку.
Государство должно поставить целью программы не получение обязательной маржи и прибыли, а обеспечение граждан жильем на возвратной основе и создание при этом новых моральных ценностей и рабочих мест. Руководствуясь этой целью оно может и должно создать систему, при которой жилье будет строиться надежно, экономично и предоставляться гражданам в кредит, условия которого не только не душили бы кредитуемого в течение 10-15 лет, а предоставляя реальную возможность жить в собственной квартире, воспитывать детей, стимулировали бы в нем стремление к здоровому образу жизни, профессиональному росту, укреплению моральных, семейных ценностей, патриотизма, уверенности в будущем и желания работать.
Мне совсем не хотелось затрагивать в этой статье вопросы политические. Не получилось. Видимо, жилищный вопрос всегда имеет политический подтекст. Не случайно же один из великих философов прошлого начал свой сугубо экономический трактат словами: «Чтобы успешно заниматься общественными науками человек должен иметь, где жить, что поесть, и во что одеться». Потом оказалось, что идеи, заложенные в нем, привели к изменению политической картины мира.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »