Наверняка, глядя на какое-нибудь сильно запущенное здание, вам приходилось восклицать: «Какой бесхозный у него вид!» Между тем в законодательстве существует понятие «бесхозяйная вещь». Именно о нем и пойдет речь в этой статье.
Итак, что в юридической практике называется бесхозяйным имуществом? Это понятие обозначает те вещи, которые не имеют собственника, либо он неизвестен, либо от которых собственник отказался.
Бесхозяйным имуществом может пользоваться любое лицо, при том условии, что его действия не оспариваются собственником имущества. Звучит парадоксально, но в некоторых случаях собственник просто неизвестен. В том случае, если у вещи, ранее считавшейся бесхозяйной, вдруг появился законный владелец, она должна быть возвращена ему. Соответственно, возникает вопрос о возмещении затрат, которые были понесены «временным владельцем» в связи с содержанием имущества. Тот, кто пользовался им до появления собственника, нес определенные расходы, и потому он вправе предъявить требование о возмещении расходов. Другой вопрос — как доказать сам факт этих расходов.
Как правило, за бесхозяйным имуществом «ухаживают» не просто так, а с прицелом на будущее. В отечественном законодательстве существует понятие «приобретательная давность». Если гражданин или организация на протяжении 15 лет «открыто и непрерывно» пользуются недвижимым имуществом, по истечении этого срока к ним переходит право собственности. Поскольку для регистрации права собственности вследствие приобретательской давности потенциальный владелец должен будет доказать, что он не менее 15 лет владеет и пользуется имуществом, лучше всего оставить побольше «следов» (например, ремонтировать здание, каким-либо образом обустраивать его).
Как имущество становится бесхозяйным
Следует помнить, что имущество может быть поставлено на учет как бесхозяйное по заявлению местных органов. К нему должны прилагаться документы, подтверждающие, что имущество не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества (например, его план). Все эти документы представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (после принятия на учет он возвращается органу местного самоуправления).
Рассмотрим вопрос оформления муниципальной собственности. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, могут быть:
– выданные соответствующими органами учета имущества документы о том, что данное имущество не учтено в реестрах имущества (федеральном, муниципальном или реестре субъекта РФ);
– документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Заявление органа местного самоуправления и прилагаемые к нему документы передаются в учреждение юстиции по регистрации прав по месту нахождения имущества. Органу местного самоуправления выдается расписка в получении этих документов, в которой указываются:
– дата представления документов;
– перечень документов с указанием их реквизитов;
– количество экземпляров каждого из представленных документов;
– количество листов в каждом экземпляре документа;
– номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов;
– фамилия и инициалы сотрудника, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись.
Обратный ход
Принятие недвижимости на учет может быть приостановлено по заявлениям органа местного самоуправления или собственника. В них должны быть указаны причины приостановления и срок, на который следует приостановить процедуру принятия на учет. Если по истечении указанного в заявлении срока лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в регистрирующее учреждение заявление об устранении указанных им ранее причин, в принятии на учет данного объекта должно быть отказано. Кроме того, принятие на учет бесхозяйного имущества может быть приостановлено и в том случае, если из представленных документов не следует однозначно, что имущество является бесхозяйным. Орган местного самоуправления вправе представить дополнительные основания для принятия на учет объекта недвижимости.
Недвижимое имущество снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на него или принятия этого имущества ранее отказавшимся от него собственником. Регистрация права муниципальной собственности на недвижимое имущество осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимости. Так что муниципальные власти вполне могут дождаться того момента, пока имущество будет приведено «временным владельцем» в хорошее состояние, а потом в течение полутора лет оформят это имущество в собственность. И останется владелец у разбитого корыта. Как этому можно помешать?
Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта. Разумеется, возникает вопрос: что делать гражданину, который пользуется имуществом менее положенных 15 лет? К сожалению, ничего сделать нельзя… Поскольку срок приобретательной давности не истек, владельцу бесхозяйного имущества рассчитывать на его получение в собственность не стоит. Тем не менее он может собрать все документы которые подтверждают факт добросовестного использования имущества, и обратиться в суд для признания права собственности на недвижимость.
Независимо от даты принятия на учет имущества в качестве бесхозяйного может быть осуществлена государственная регистрация права собственности того лица, которое ранее было неизвестно. В этом случае имущество считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »