Россияне не спешат ехать за город – потому что там по-прежнему «деревня», без дорог и коммуникаций. Вопрос о том, как устранить эту причину, решали эксперты рабочей группы по нацпроекту «Доступное жилье» вчера на своем заседании. «Собственник» внимательно записал все решения.
На том пространстве в 1% территории России, которое теоретически предназначено для будущего строительства, возможного наблюдателя, скорее всего, охватит тоска. Добрым словом здесь можно вспомнить даже банальное городское ЖКХ, способное показаться манной небесной. Отсутствие внятного градостроительного плана, а также дорог, электро- и газоснабжения на будущих загородных участках не позволяет инвесторам застраивать участки коттеджами и малоэтажными домами. Без наличия всей необходимой инфраструктуры никто покупать такое жилье не будет, и деньги окажутся буквально «зарытыми» в землю. С другой стороны, инвесторы не могут сами заниматься дорогами и коммуникациями по двум простым причинам: во-первых, по Градостроительному кодексу обеспечением инфраструктуры должны заниматься местные власти, а во-вторых, на это требуются огромные инвестиции, которые, будучи заложены в стоимость жилья, сделают цены просто недоступными.
По данным Анвара Шамузафарова, директора департамента строительства Минрегиона России, лишь 40% малоэтажного жилого фонда в стране обеспечены всеми видами коммунальных услуг. При этом индивидуального жилья строится за последние годы намного больше: в 2005 году – 40,4% от общего объема вводимого жилья (сравните со статистикой 1986 года, когда эта доля не превышала 5,9%). Есть и лидеры в этом вопросе – в Южном федеральном округе в прошлом году доля «частников» составила 68,7% от всего объема жилья.
То есть те, кто хочет строить, находят и ресурсы. Однако с дорогами и прочими «общими» местами дело обстоит из рук вон плохо практически везде за городом. По словам Шамузафарова, даже в элитных поселках дороги в безобразном состоянии, везде «зловонные лужи», возникающие из-за отсутствия «ливневки». По его мнению, все дело в том, что государство не обеспечивает достаточную инженерную подготовку участков под застройку, а еще закон не дает возможности «индивидуалам» создавать кооперативы или товарищества, которые могли бы заниматься инфраструктурой. Необходимые изменения в законодательство о кооперативах, чтобы в кооператив малоэтажного жилья можно было вступить «на стадии желания строить», в настоящее время подготовлены и будут внесены в Думу уже этой осенью.
Малоэтажный бюджет
Вопрос дорожного строительства для поселков межведомственная группа под председательством Владимира Яковлева, министра регионального развития РФ, предложила решить следующим образом. Эксперты пришли к соглашению – предложить Минтрансу использовать для этих целей бюджетные средства, выделенные на региональное и местное дорожное строительство в этом и следующем году, всего общим размером 35 млрд руб. Кроме того, для 17 субъектов Федерации будет предусмотрено дополнительное финансирование для этих целей.
Обсуждали на заседании и необходимость договориться с «Газпромом» и РАО «ЕЭС» об их участии в проекте «Доступное жилье» и проведении на будущие территории необходимых сетей. Пока лишь принято решение частично компенсировать инвесторам часть процентных ставок по кредитам, которые привлекаются для проведения инженерных коммуникаций, причем на это выделено финансирование в 1,71 млрд руб., но это практически ничего не решает. Руководитель Росстроя Сергей Круглик предложил компенсировать всю ставку по таким кредитам.
Без генплана никуда
Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что главной препоной для развития малоэтажного строительства является отсутствие генплана застройки и градостроительных решений, а также отсутствие сведений о том, чего не хватает на каких участках – где дорог, а где электричества. «Нам надо сформировать земельные участки, на которых можно строить, иначе бессмысленно о чем-то говорить», – заявила Косарева.
На заседании говорилось и о том, что архитекторам и проектировщикам мешает безвременье и хаос в строительных регламентах и СНИПах, согласно которым им предстоит проектировать и обеспечивать безопасность зданий. В Минрегионе идет активная разработка новой системы технического регулирования в области строительства, и многие СНИПы уже приняты, но разъяснительной работы среди проектировщиков проведено не было. Однако малоэтажному строительству этот вопрос не помеха, поскольку закон не требует для «индивидуалов» согласований и экспертиз.
А вот насчет ипотеки в малоэтажном строительстве эксперты сошлись на мнении, что никаких изменений не требуется, хотя Анвар Шамузафаров считает, что кредиты для загородного строительства, особенно под залог земли, выходят слишком дорогими.
На предмет, хватает ли строительных мощностей для малоэтажного строительства, мнения экспертов разошлись. По данным региональных представителей, многие заводы по производству домов не загружены даже наполовину. Владимир Яковлев, со своей стороны, сказал, что в поездках по регионам он видит, что заводы работают на полную мощность, а Сергей Круглик добавил, что если продукция не раскупается, то либо цена завышена, либо качество низкое.
Рынок заставит…
Владимир Яковлев упомянул грандиозный частный проект коттеджной застройки на 1300 га, который к 2010 году обеспечит 9,5 млн кв. м жилья. Правда, для некоторых экспертов осталось непонятным, как инвестору удалось получить всю документацию в сжатые сроки, впрочем, как и оформить права на землю, не нарушая закона.
Как показало заседание, земельный вопрос для малоэтажного строительства стоит более чем остро, хотя 99% земли в Российской Федерации не занято постройками. Дело и в сложной процедуре перевода земель из одной категории в другую, и в непрозрачной схеме выделения земельных участков, в отсутствии градостроительных решений, необеспеченности участков инфраструктурой. К сожалению, удорожание городского жилья уже привело к тому, что загородное жилье тоже растет в цене – с 10 тыс. руб. за кв. м выросла почти до 15 тыс.
Впрочем, Владимир Яковлев настроен оптимистично: «Мы в полугодии вышли на тот прирост в строительстве жилья, который был запланирован, – 9,9%, хотя начало года выдалось тяжелым: морозы практически остановили строительство». Не считая нужным обязывать застройщиков использовать какие-то определенные материалы и проекты, он полагает, что жизнь и рынок все равно заставит строителей внедрять новые технологии, которые менее энерго- и материалоемкие, а значит, доступнее по цене.
И похоже, в министерстве уже появились идеи, что рост цен на жилье надо сдерживать, а для этого надо в минимально сжатые сроки «насытить» рынок новым, менее дорогим жильем.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »