Мы продолжаем публикации о том, как оформить землю и недвижимость. Несмотря на то что закон о дачной амнистии вступил в действие, сделать это, как и прежде, непросто. Очереди в Росрегистрацию и Роснедвижимость не только не сократились, но, наоборот, увеличились. Осталась куча ненужных процедур, а самое главное - гражданам непонятно, в какие сроки должны оформляться документы.
Чтобы сократить сроки регистрации и разобраться с чиновничьим произволом на местах, для Росрегистрации и Роснедвижимости утверждены новые административные регламенты по предоставлению государственных услуг гражданам. Полностью документы опубликованы в "Российской газете" за 20 сентября и 22 сентября 2006 года. Оба документа - это своеобразный свод обязательных для чиновников правил, регламентирующих их работу с гражданами буквально по минутам. Сегодня мы подробно рассмотрим, как должны предоставляться сведения Государственного земельного кадастра.
Кто окажет вам услугу?
Оказывать услугу по предоставлению сведений из земельного кадастра будут Роснедвижимость и ее территориальные органы. В "РГ" за 20 сентября опубликован полный список территориальных органов Роснедвижимости. В этом списке вы можете найти интересующее вас управление, его адрес, телефон, сайт и электронную почту. Необходимую информацию по процедуре можно получить непосредственно в территориальных органах Росрегистрации, кроме того, отныне чиновники должны давать всю справочную информацию и по телефону, и по электронной почте. Получить вы сможете выписки из Государственного земельного кадастра и копии хранящихся в кадастровом деле документов. Все сведения, носящие открытый и общедоступный характер, будут предоставляться всем желающим.
Сколько стоят госуслуги?
Одни сведения предоставляются за плату, другие - бесплатно. Если вы хотите получить выписку из Государственного земельного кадастра на ваш участок, то вам она будет предоставлена бесплатно. А вот за копирование документов необходимо будет заплатить - так же, как и за почтовый перевод. Бесплатно сведения об определенном участке предоставляются не только правообладателю участка, но и его представителю, налоговым органам, судам и правоохранительным органам, а также наследникам земельного участка.
В какие часы идти на прием?
После введения нового административного регламента график работы подразделений Роснедвижимости должен предусматривать прием и информирование граждан не менее двух дней в неделю и до 20 часов, а также работу по субботам, как минимум до 15 часов. Это гораздо удобнее, чем сегодняшние графики работы многих территориальных органов Роснедвижимости, которые, как правило, трудятся до 16-17 часов и не работают по субботам, поэтому простым гражданам для того, чтобы попасть на прием, приходится отпрашиваться с работы.
Сколько стоять в очереди?
Время ожидания приема при подаче заявления или получения сведений не должно превышать 30 минут. А продолжительность общения с должностным лицом составляет по этим же вопросам 10 минут. Для удобства и комфорта граждан при ожидании все помещения территориальных органов Роснедвижимости должны быть оборудованы электронной системой управления очередью, световым информационным табло. Кроме того, в помещении обязательно наличие стульев и столов для возможного оформления документов. Обязательно должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, должно быть обеспечено беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок.
Как обязан вести себя чиновник?
При ответе на телефонные звонки сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сняв трубку, должен назвать вам свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование подразделения или управления. Никаких грубых слов типа "ждите" быть не должно. Разговаривать с вами должны вежливо, слова произносить четко, не прерывать разговор по причине поступления других звонков. А в конце разговора вам должны кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).
Одним из примечательных правил так называемого Закона о дачной амнистии является то, что кадастровый служащий теперь обязан заявителю указать, что именно не хватает для полноценного кадастрового плана, пригодного для государственной регистрации
При устном обращении сотрудник, осуществляющий прием, должен дать вам всю интересующую вас информацию. Если вдруг ответить самостоятельно он не может, то должен предложить вам обратиться письменно или назначить другое удобное для вас время для получения информации.
Если вы послали свой запрос в письменном виде, то ответ отправляется вам в письменном виде по электронной почте, через интернет-сайт, по почте - в зависимости от способа вашего обращения. Сам ответ должен быть предоставлен в простой четкой и понятной форме с указанием должности, ФИО, номера исполнителя, в течение 10 рабочих дней со дня поступления к ним запроса.
Какие документы нужны для получения сведений?
Для получения сведений Государственного земельного кадастра необходимо написать заявление, предоставить документ об оплате государственной услуги или копию документа, подтверждающих право на бесплатное получение сведений об определенном земельном участке. Если вы пользовались услугами копирования, то квитанцию об оплате. Здесь надо отметить, что информация, которую вы можете захотеть узнать, например не о своем участке, может быть ограничена в доступе. Тогда для ее получения потребуются дополнительные документы.
Когда получать документы?
Сведения или мотивированный отказ в выдаче сведений в письменном виде предоставляются вам в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления в территориальный орган Роснедвижимости.
Могут ли вам отказать?
Да могут, но обязаны объяснить причины, по которым вам отказано. В частности, например, вам могут отказать при подаче заявления, если в нем, а также в прилагаемых документах окажутся серьезные повреждения, исправления, не позволяющие однозначно истолковать их содержание. Если у вас отсутствует документ об оплате, документ, удостоверяющий личность и так далее.
Куда жаловаться?
Если вы не согласны с действиями чиновников, вы можете обжаловать их в досудебном и судебном порядке. Новый регламент подробно расписывает, что вы должны сделать. В письменной жалобе вы должны указать свои ФИО, предмет жалобы, контактный адрес, а также - на кого вы жалуетесь. Чтобы вам ответили, жалоба должна быть написана разборчивым почерком и не содержать нецензурных выражений. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 15 рабочих дней с момента ее поступления. Для начала лучше жаловаться руководству территориального подразделения Роснедвижимости, если вам не помогут, обращайтесь в центральный аппарат. Ну а если и там вы не найдете понимания, обращайтесь в суд.
компетентно
Зачем нужен новый, только что опубликованный в "РГ" административный регламент? Что такое Земельный кадастр? Какие сведения из него вам могут пригодиться? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили начальника отдела земельного законодательства Департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования минэкономразвития Михаила Бочарова.
Российская газета| Михаил Владимирович, для чего понадобилось принимать новый административный регламент по предоставлению гражданам сведений Государственного земельного кадастра?
Михаил Бочаров| Во-первых, хочу сразу отметить, что раньше подробно действия чиновников нигде прописаны не были. Конечно, в общем виде действия по получению сведений из Государственного кадастра записаны в законе, но вы знаете: законы слишком подробными быть не должны и, как правило, не бывают. С одной стороны, это хорошо, с другой - плохо. Хорошо тем, что появляется какая-то гибкость и мы не упираемся в невозможность исполнения слишком прямолинейных предписаний. С другой стороны, это дает определенную свободу чиновникам, которые не всегда действуют на благо людям. Сегодня у нас много злоупотреблений, особенно касающихся оформления земли и недвижимости. Бесконечные очереди за справками и документами мешают гражданам оформлять свои права. Поэтому был разработан новый административный регламент, который обязателен для всех служащих. Он подробно прописывает все действия чиновников, сроки исполнения и обязанности сторон. Цель регламента, чтобы люди могли как можно яснее и четче представлять, как они могут получить сведения Государственного земельного кадастра.
РГ| Что такое кадастр и зачем он нужен?
Бочаров| Кадастр - это собрание сведений о земельных участках, которые защищают права граждан на землю, кроме того, Кадастр дает возможность осуществлять управление землей, содействует развитию рынка земли и позволяет рассчитывать земельный налог. Поэтому граждане должны очень внимательно относиться к тому, какие сведения заносятся в Земельный кадастр. К сожалению, сегодня кадастр располагает информацией, которая не всегда однозначна. Дело в том, что описание большинства земельных участков, учтенных по старым правилам, составлялось без геодезической съемки, поэтому у многих из нас границы участков четко не определены. Для того чтобы исправить ситуацию, гражданам необходимо провести межевание, в ходе которого уточняется местоположение границ участка. Это важно сделать в первую очередь для того, чтобы в случае возникновения спора о принадлежности земли вы могли защитить свои права, даже если на вашем участке незаконно поставлен забор соседа.
Но нужно обратить внимание читателей на то, что не всегда необходимо проводить полноценное межевание земель.
Иногда в кадастре не хватает записи вашего адреса или указания о разрешенном использовании земельного участка или отсутствуют сведения о произошедшем согласовании местоположения границ земельного участка. Чтобы исправить эти недостатки, достаточно написать соответствующее заявление с приложением необходимых документов, содержащих недостающие сведения.
Одним из примечательных правил так называемого закона о дачной амнистии является то, что кадастровый служащий теперь обязан заявителю указать, чего именно не хватает для полноценного кадастрового плана, пригодного для государственной регистрации.
РГ| Для чего нужна выписка из кадастра?
Бочаров| Гражданам она необходима для регистрации права. Ведь кадастр воспринимается как предтеча государственной регистрации. На регистрацию вы должны принести план своего участка, чтобы регистратор имел возможность убедиться, что такой участок действительно существует, что государство его признает и споров по границам нет.
Выписка вам понадобится также и на тот случай, если у вас вдруг возник спор с соседями в отношении границ. С ее помощью вы можете доказать границы своего участка не только соседу, но и суду, конечно, если дело дойдет до суда. В последнее время выписки стали интересны гражданам с точки зрения налогообложения на землю.
Что же касается юридических лиц, то крупные компании, владеющие десятками тысяч гектаров, с ее помощью узнают, что у них на балансе, для планирования использования земель.
РГ| Можно ли получить сведения об участке, например, соседа?
Бочаров| Да. Вообще кадастр предназначен для развития цивилизованного рынка недвижимости. Кадастр является открытым информационным источником. Правда, полностью сведения, которые предоставляются почти во всех развитых странах, вы пока не получите. Например, в Швеции из любой точки, где есть Интернет, можно узнать все об участке: где он находится, его площадь, как связаться с владельцем, и так далее. Конечно, эти услуги платные. Мы пока этого не имеем, но стремимся создать что-то похожее.
РГ| Недавно минэкономразвития утвердило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. Что это за документ?
Бочаров| Это технический документ и напрямую граждан не касается. Он предназначен для Роснедвижимости. Данные методические указания применяются для определения кадастровой стоимости лишь в отдельных случаях. Дело все в том, что ранее, когда проводили кадастровую оценку, никто ясно не представлял перспективы массовой оценки. Предполагалась однократная оценка. Но общество развивается, цены на недвижимость растут и кадастровая стоимость должна в какой-то степени идти в ногу с общим развитием рынка. При этом следовать за рыночной стоимостью вплотную кадастровая оценка не может, потому что есть рыночные колебания - сегодня дешевле, завтра дороже, есть какие-то личные предпочтения. А кадастровая оценка массовая, определяет, грубо говоря, некий средний для определенного района рыночный показатель. Такое усреднение и массовый характер оценки не дает возможность достаточно полного соответствия рыночной цены и кадастровой оценки, но если бы оценка была произведена с величайшей тщательностью, ее проведение стоило бы примерно столько, сколько собирается земельного налога.
С момента утверждения первых результатов прошло более 5 лет, и к этому времени оказалось очевидным, что данные оценки устаревают, в связи с чем было принято решение о периодичности проведения кадастровой оценки: от 3 до 5 лет.
Некоторое время оставался без ответа вопрос: что делать, если, например, на втором году после оценки участок был изменен и старые реквизиты его исчезли. Раньше ответ был один: ждать следующего тура оценки, когда этот земельный участок будет переоценен как новый. Ну оценим позже, а как же налоги? Получается, их все это время можно не платить. Ведь старого участка уже нет, а новый еще не оценен. Этого допускать нельзя, иначе у нас люди поймут, как легко можно уклоняться от земельного налога и каждые пять лет, сразу после тура оценки, будут делить, а на следующие пять лет объединять свои участки. Чтобы этого не произошло, надо было найти способ, как между следующими турами переоценки иметь годные к работе показатели по кадастровой стоимости. Эти методические рекомендации как раз и отвечают на данный вопрос.
Наша справка
К сожалению, вкусить все прелести нового регламента граждане и предприниматели смогут не сразу. Дело все в том, что приказ о введении административного регламента вступает в силу поэтапно. В некоторых областях, например в Самарской, Кемеровской и Тверской, это произойдет с 1 января 2007 года. В Москве, Московской области, на территории Калужской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан он вступит в силу только с 1 января 2008 года. А вот до Санкт-Петербурга, Удмуртской, Чувашской республик, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Кировской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областей, Краснодарского и Пермского краев, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры новый регламент доберется лишь к 1 января 2009 года. Так что полностью "охватить" территорию России он должен только с 1 января 2010 года.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »