25 апреля председатель Российского фонда федерального имущества Юрий Александрович Петров ответил на вопросы журналистов ведущих центральных агентств: ИНТЕРФАКС, РЕЙТЕР, РИА-НОВОСТИ, РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ, ПРАЙМ-ТАСС. Приводим выдержки из ответов председателя РФФИ по основным вопросам, прозвучавшим на встрече.
О НАЗНАЧЕНИИ
Это мое первое выступление в новой должности. Не будем регламентироваться и пообщаемся свободно.
Событие о моем назначении было долго ожидаемым. Не претендую на рекорд Гиннеса, но, тем не менее, год и шесть месяцев и шесть дней я исполнял обязанности председателя. Временно. Первые полгода и даже до года это был процесс вполне естественный, который не являлся тормозом в работе. Но после года временного исполнения, это стало отражаться на работе, как вне, так и внутри Фонда. Всем же не объяснишь, с чем было связано такое долгое не назначение на должность. А связано оно было с тем, что против прежнего руководителя было возбуждено уголовное дело, и его отстранили от должности. И пока не появился приговор, который вступил в законную силу, назначение на эту должность состояться не могло.
Но так как не все были в курсе данного обстоятельства, чисто объективного, я уже через год стал восприниматься многими как руководитель временный, в буквальном смысле слова, раз не назначают так долго, значит, по-видимому, и не назначат. Во многом в связи с этим начались определенные трудности, появились желающие перетянуть полномочия Фонда на себя и изменить его правовой статус. Последние полгода были особенно тяжелыми, в том числе и потому, что приходилось достаточно большому количеству руководителей министерств, ведомств, другим чиновникам самого высокого ранга доказывать, что РФФИ должен сохраниться в том виде, в котором он существует.
О ПОЛНОМОЧИЯХ ФОНДА
Очень долго мы выясняли наши отношения с Росимуществом. Это было связано с тем, что, когда вышел Указ Президента об административной реформе, там было сказано о передаче полномочий Российского фонда федерального имущества Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Многими это было воспринято как ликвидация Фонда, хотя речь шла о передаче управленческих полномочий. Много сил ушло на то, чтобы провести перераспределение полномочий. Были разумные вещи, с которыми мы сразу соглашались. Например, с передачей от РФФИ агентству акций акционерных обществ, которыми мы управляли. Эта функция действительно не наша, с этим мы не спорили, и готовы были передать пакеты акций, которые не приватизируются в текущем году. Росимущество же хотело нас лишить вообще права владения акциями, даже на момент их продажи. В результате, при активном участии министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который является координатором деятельности РФФИ, был найден разумный компромисс в распределении полномочий. В настоящее время каких либо препятствий для плодотворного сотрудничества с Росимуществом в области приватизации у нас нет. В соответствии с принятым решением, в течение месяца после утверждения нашего нового Устава, мы должны передать все пакеты, которыми владеем, в Росимущество. Хотя многие пакеты, если есть такая необходимость мы уже передали, в том числе пакет «Связьинвеста», и продолжаем передавать.
Мы также договорились, что с выходом прогнозного плана приватизации на очередной год будем совместно владеть приватизируемыми пакетами акций. Росимущество управляет этим пакетом, выдвигает своих представителей в советы директоров. Мы же выполняем функции, связанные с предпродажной подготовкой, осуществляем продажу, передаем права собственности покупателю. Согласитесь, что без владения пакетом акций выполнить нам эти функции было бы весьма и весьма затруднительно. Сама сделка купли- продажи носила бы сомнительный характер.
Найден компромисс и по поводу определения начальной цены. Раньше Росимущество определяло нормативную цену, меньше которой мы не могли продавать акции. Фонд же производил оценку и назначал начальную цену, исходя из рыночной стоимости. Сейчас мы договорились о том, что нормативной цены не будет. Фонд оценивает приватизируемый пакет , устанавливает его рыночную стоимость. Но окончательное решение по начальной цене будет принимать Росимущество, как представитель собственника федерального имущества. Я думаю, что это правильно. Росимущество либо соглашается с нашей оценкой и утверждает ее, либо, если возникнут какие-то сомнения о правильности начальной цены, проводит дополнительную экспертную оценку. Думаю, что такие случаи, если и будут, то будут единичными.
Все эти изменения будут зафиксированы в нашем новом Уставе. История с Уставом Фонда такая же, и даже еще более продолжительная, чем временное исполнение мною обязанностей председателя Фонда. Думаю, что он будет принят в самое ближайшее время. Текст Устава согласован со всеми заинтересованными сторонами.
О ПЕРЕХОДЕ НА БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
С 1 января нынешнего года РФФИ перешел на бюджетное финансирование. До этого деятельность Фонда осуществлялась за счет отчислений от сделок. То, что не тратили мы перечисляли в бюджет. Последний наш возврат, без 37 тысяч - 1 миллиард рублей. Поэтому целесообразность перевода Фонда на бюджетное финансирование так до конца и не понятна. Но решение было принято, мы этому решению подчинились. В связи с этим возникла масса проблем, так как решалось все достаточно скоропалительно, никто до конца последствий не продумал. Приходится продумывать их сейчас. Во многие инстанции направлены письма, с просьбой разъяснить порядок наших действий в ряде запутанных ситуаций.
К примеру, мы занимаемся реализацией арестованного имущества. Арестовано оно может быть не только у государственных структур, но и у коммерческих, или у физических лиц. Встает вопрос, почему за счет государственного бюджета должна проводиться реализации имущества частных структур и физических лиц?
Или пример с проведением спецаукционов, в том числе запланированных на текущий год, по продаже акций «УРАЛСВЯЗЬИНФОРМА» И «ЦЕНТРТЕЛЕКОМА». Если раньше участники аукционов конфиденциально переводили деньги в какой-то из банков, то теперь подобная закрытая форма практически исключена. Деньги от них могут поступать только через казначейство. В этом случае утечка информации о том кто и сколько акций собирается купить, какие деньги предлагает, более чем вероятна. Где выход? Пытаемся решить вопрос с Министерством финансов.
В связи с переходом на бюджет, есть и еще одна важная задача, которую я перед собой ставлю – сохранение кадрового потенциала. Фонд работает с 1992 года, в следующем году отметит 15-летие. Коллектив, больше тысячи человек, включая сотрудников центрального аппарата и региональных отделений. Это высококвалифицированные работники, которым надо платить достойную зарплату. В связи с переходом на бюджет, оплаты до конца не решены. Стараюсь делать все возможное для того, чтобы сохранить квалифицированные кадры.
С этим же связана и предполагаемая перестройка нашей региональной сети. Раньше мы финансировали межрегиональные отделения, а через них осуществлялось финансирование региональных отделений. Теперь, когда финансирование всех отделений будет осуществляться напрямую, стоит вопрос о корректировке всей управленческой системы. Мы усилим контроль, сделаем его постоянным и реальным. Главное, чтобы система управления регионами была построена таким образом, чтобы мы могли всегда быть в курсе того, что происходит на местах, чтобы регионы стали к нам ближе. В этом же направлении мы совершенствуем информационную базу, применяя при этом новейшие технологии.
О ПРИВАТИЗАЦИИ
Новых способов приватизации нет, есть определенное смещение акцентов. Крупные пакеты акций, как правило, проданы. А маленькие пакеты, которых достаточно много, продавать тяжело. Необходимо, чтобы Закон о приватизации разрешал Росимуществу определять любой из существующих способов приватизации. Сейчас что происходит. Допустим, где-то есть одна акция. Мы должны объявить аукцион. Не продали ее – обращаемся в Росимущество и проводим повторный аукцион. Отойти от этой системы и дать право Росимуществу сразу принимать решение, скажем, о голландском аукционе, путем публичного предложения, или же без объявления цены, мне кажется целесообразным.
Говоря же о приватизации контрольных, тем более 100% пакетов акций, я считаю, что при нынешнем финансовом благополучии страны и наличии крепкого стабилизационного фонда, когда государство не всегда знает куда лучше направлять деньги от нефтедолларов, не надо спешить с их продажей. Мы бюджет можем пополнять быстрыми темпами и помимо приватизации. Лучше подумать над тем, как улучшить систему управления. И государство действует в этом направлении. Показателен пример с Газпромом, где государство владеет контрольным пакетом акций. Агентство по атомной энергии тоже высказывает мысли о холдинге с контрольным пакетом государства. Также развивается авиапром.
Уверен, что в тех важных отраслях, где государство может сохранить за собой контроль, которые наиболее важны, не надо спешить с приватизацией. Это можно сказать о химпроме, где также есть возможность создать химический холдинг, о других стратегических отраслях. Для созданных государственных холдингов, которых может быть 30-40, всегда можно подобрать высококвалифицированных менеджеров, которые смогли бы эффективно ими управлять.
Если говорить о завершении процесса приватизации, то, в зависимости от того, как быстро будут акционироваться Государственные унитарные предприятия, реально говорить о 2009-2011 г.
О «СВЯЗЬИНВЕСТЕ»
В 2005 году планировалась продажа государственного пакета «Связьинвеста». Я непосредственно выезжал на Лондонскую и Нью-Йоркскую биржи для изучения вариантов продажи пакета на них. За возможную продажу пакета на этих биржах высказывался Министр экономического развития и торговли Герман Греф. Мы консультировались с западными консультантами, в частности J.P. Morgan, которые советовали продавать акции на аукционе.
В 2006 году рассматриваются варианты продажи в таком же формате. Все-таки варианты с размещением акций на западных биржах рассматриваются пока только в перспективе. Также было, скажем, и с Дальневосточным морским пароходством. Мы должны всячески способствовать развитию собственного фондового рынка.
Если решение о продаже «Связьинвеста» будет принято, сразу же после соответствующего Указа мы закажем оценку. Но пока что Правительство решение не приняло, а уже заканчивается апрель, поэтому я не исключаю, что пакет в этом году не будет приватизирован. Мы можем просто не успеть. Ведь еще не все вопросы согласованы. Должна быть проведена предпродажная подготовка, в том числе оценка акций. Оценку, в случае продажи будем заказывать мы. В числе оценщиков могут быть авторитетные зарубежные банки, и кто-то из наших оценщиков. Допустим, можно выбрать двух западных оценщиков и одного нашего. Будет три независимых оценки. Таким образом, мы можем максимально приблизить оценку к рыночной, помня о том, что любое минимальное отклонение исчисляется миллионами.
Впрочем, реально об этом можно говорить только в том случае, если решение о приватизации «Связьинвеста» будет принято в ближайшее время. И еще выскажу свое личное мнение, я бы не продавал акции «Связьинвеста» пакетом 75% плюс одна акция. Считаю, было бы целесообразно, чтобы у государства осталось 50% плюс одна акция. Это важная для государства отрасль, где также можно создать конкурентоспособный государственный холдинг.
О ЗАДАЧАХ НА ГОД И ПЕРСПЕКТИВАХ
Не надо делать большой трагедии из того, что мы несколько не довыполнили в прошлом году план по доходам в бюджет. Тому причиной ряд не зависящих от нас обстоятельств, прежде всего отмена, по самым различным причинам, приватизации ряда крупных активов. Не будь этих отмен, план мы бы обязательно выполнили.
На сегодняшний день план текущего года мы перевыполняем. Добиться по итогам года его выполнения и обеспечить доходы в бюджет в размере 31 миллиарда рублей - одна из главных наших задач, которую, уверен, мы выполним.
В числе наиболее крупных пакетов, реализация которых обеспечит значительное поступление денежных средств в бюджет: «АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ», АВИАКОМПАНИЯ САМАРА», «СГ ТРАНС»( компания по транспортировке газа), УАЗ, РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ», «ТРАНСКРЕДИТБАНК», 75%, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ», «УРАЛСВЯЗЬИНФОРМ», ЦЕНТРТЕЛЕКОМ», «ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЯКУТИИ»…Тот же КАМАЗ, если по нему будет принято соответствующее решение.
С завершением процесса приватизации государственных предприятий, уверен, РФФИ без работы не останется. Предстоит приватизация государственных учреждений, земли. А другой структуры, которая могла бы этим профессионально заниматься, я не знаю.
Появятся и другие направления деятельности. В новом Уставе у нас есть пункт, который кроме реализации федерального имущества дает нам право заключать договора с муниципальными образованиями о реализации муниципальной собственности, заключать договора с юридическими и физическими лицами на реализацию, того или иного имущества. К нам еще два года назад обращался Газпром с просьбой о реализации через РФФИ не профильных активов. Тогда этого не произошло только по той причине, что в Уставе эта деятельность не была зафиксирована, и юристы Газпрома посчитали, что сделки, которые мы проведем, будут юридически неполноценны. В новом Уставе, как я уже говорил, эта функция прописана.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »