В минувшую пятницу Генеральная прокуратура раскопала «топор войны» против строительного комплекса самых привлекательных для инвестиций локальных рынков жилья. Федеральнаой антимонопольной службе (ФАС России) было предложено организовать проверку исполнения строительными организациями Московского региона и Санкт-Петербурга антимонопольного законодательства.
Причина демарша Генпрокуратуры очевидна: в то время как цена предложения 1 кв.м жилплощади на упомянутых локальных рынках растет, реализация Национального проекта «Доступное жилье» уперлась в бюрократические проволочки нормотворчества на федеральном и региональном уровнях.
О том, что предпримет ФАС России после обращения законников, порталу RealEstate.ru рассказал начальник Управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев.
Михаил Яковлевич, как вы будете реагировать на просьбу Генпрокуратуры?
Федеральное антимонопольное ведомство даст поручение своим территориальным управлениям по Москве, по Московской области и по Санкт-Петербургу проверить строительные организации на подотчетных им территориях на предмет возможного ценового сговора.
Представим, что проверка проведена, составленные отчеты отправлены в архив, а Генпрокуратура уведомлена. Вам не кажется, что, во-первых, это мера временная, а во-вторых, мера скорее диагностического плана, а не терапевтического или хирургического? Может ли государство теми или иными действиями сбить цены на жилье?
Безусловно, ценовую ситуацию на рынке жилья в означенных регионах временной мерой не исправить. Решать вопрос необходимо системно. Но здесь имеет смысл упомянуть о причинах сложившейся ситуации. А главная причина в недостаточности предложения на рынке жилья. И обращение Генпрокуратуры стало в какой-то степени следствием локального монополизма, коррупции при распределении земельных участков на местах… И эти проблемы уже более серьезные, нежели возможный сговор, который доказать крайне сложно.
Почему на ваш взгляд буксует жилищная реформа, почему Нацпроект «Доступное жилье» идет так тяжело?
Потому что, объективно говоря, этот Национальный проект на самом деле самый тяжелый. При его реализации все действия властей должны быть согласованы, выверены, все меры должны быть точно рассчитаны. Поэтому сделанные ошибки, в частности одновременное введение мер по увеличению спроса путем предоставления бюджетных средств под ипотечное кредитование, и мер по увеличению предложения, которые дают эффект только через несколько лет, привели к тяжелым последствиям. Но в то же время многие давно назревшие проблемы были решены. И, кстати говоря, изменения в законодательстве, которые были приняты по предложению ФАС, начали менять ситуацию в положительную сторону. Напомню, что был упорядочен доступ строительных организаций к инженерным коммуникациям, был введен единый порядок предоставления земельных участков под строительство через аукционы… Но эти меры мгновенного эффекта дать не могут. Ведь аукционы обрели законную силу 1 октября 2005 года, во многих случаях к этой дате большое количество земельных участков были уже распределены впрок на «близкие» к местным органам власти компании.
Федеральная антимонопольная служба должна обеспечивать равные условия работы и равный доступ предпринимателям к рынкам, в том числе контролировать прозрачность распределения земельных участков, обеспечивать недискриминационный подход властей к действиям всех участников рынка, а в итоге обеспечивать развитие конкуренции. И мы давно предпринимаем шаги в этом направлении, как в сфере изменения законодательства, так и в проведении контрольных мероприятий. На сегодняшний день рассмотрено более 270 дел предоставления земельных участков с нарушениями, по всем таким случаям выдаются обязательные для исполнения предписания об отмене актов о предоставлении земельных участков. Но ежедневная работа ФАС – это не панацея в борьбе с высокими ценами.
Вторая составляющая решения проблемы – увеличение количества земельных участков, предоставляемых под жилищное строительство.
Какие дополнительные меры с точки зрения стратегии реформы жилстроительства необходимо предпринять по-вашему?
На рынке явно не хватает предложения жилья. Но и нарастить предложение на рынке жилья за один день не получится. Так не бывает.
Даже если все очень быстро делать по действующему законодательству (я имею в виду Градостроительный и Земельный Кодексы) и предоставить земельные участки под строительство жилья прямо сейчас, то процесс строительства займет как минимум года два, поскольку технологически таков строительный цикл. В Федеральной антимонопольной службе есть предложения по ускорению реформы. Можно привести некоторые из них.
Первое: необходимо перестать вкладывать бюджетные средства, в том числе и в виде госгарантий, в ипотеку, потому что она увеличивает спрос на жилье. Коммерческие банки занимаются развитием ипотеки и этого достаточно.
Сейчас нельзя способствовать увеличению спроса. Зачем поливать больного холодной водой, когда ему и так плохо? Сейчас надо хотя бы не предпринимать мер, направленных на увеличение спроса. Ситуация и так тяжелая.
Государству следовало бы, на мой взгляд, распорядиться более разумно своими деньгами. Ведь доступность жилья – это, прежде всего, доступность цены на него, а не доступность инструментов для его приобретения. Вряд ли покажется доступным жильем, которое стоит $20 тыс. за 1 кв.метр даже при нулевой ставке ипотечного кредитования.
Второе, необходима федеральная поддержка регионам в финансировании подведения коммуникаций, развитии инженерной инфраструктуры на территориях, формированию земельных участков. Причем такая поддержка должна предоставляться не только сильным регионам на основе софинансирования, но и регионам финансово несостоятельным, ведь именно они особенно сильно нуждаются в такой поддержке. Жилье ведь должно быть доступным на всей территории страны, а не только на отдельной ее части. При этом такая поддержка должна предоставляться на возвратной основе за счет реализации на аукционах сформированных земельных участков.
Кроме того, деятельность губернаторов и мэров должна оцениваться в том числе по таким критериям, как количество предоставленных участков под строительство и их площадь, объем построенного жилья. А у нас вместо этого пытаются повернуть процесс в прямо противоположном направлении. Появилось, например, предложение ввести конкурсы при распределении прав на реконструкцию жилья. По Ленину, это называется «два шага назад», что делать нельзя ни в коем случае нельзя. При конкурсах система оценки победителя субъективна, и зачастую победитель в конкурсах заранее предопределен, то есть реальной состязательности нет, а это значит, что нет и равного доступа строительных компаний к земельным участкам. Раз нет равного доступа, то и сделать жилье доступным становится невозможным. Именно поэтому подмена аукционной процедуры конкурсной недопустима.
Сейчас происходит разрушение сложившихся локальных монополий, основанных на договоренностях «приближенных» строителей с местными органами власти. Строительный комплекс перестраивается c локального монополизма и тех коррупционных рельс, на которых он находился, на нормальные прозрачные отношения. И я уверен, что когда это произойдет, резко увеличится и объем вводимого жилья, а значит и появится возможность говорить о доступности цен на него.
Беседовал ВЛ.Долгов
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »