Объемы ввода жилья из года в год увеличиваются. Однако в редакцию поступает немало сигналов по поводу низкого качества жилищного строительства. Об этом шел откровенный разговор с главным государственным жилищным инспектором Николаем ВАСЮТИНЫМ.
- Николай Афанасьевич, все ли так благополучно со строительством жилья или ваше зоркое око замечает в нем, как принято было выражаться, отдельные недостатки?
- Если бы отдельные... Увы, скорее приходится говорить о лукавстве цифр. Главная государственная жилищная инспекция подвела итоги работы госжилинспекций субъектов РФ за 1 -и квартал. Всего в стране жилищного фонда с учетом сданных в прошлом году 41 млн. кв. метров - 2 млрд. 891 млн. кв. метров. Обследовано за 1-й квартал этого года 160 млн. кв. метров жилья - 6 процентов от всего фонда всех форм собственности. Плановых проверок - 33 процента. Внеплановых - 95 процентов. А ведь внеплановые проверки - это проверки по жалобам и обращениям граждан. Причем 40 процентов жалоб из крупных регионов. Все жалобы - на неудовлетворительное качество вводимого жилья.
К сожалению, так получилось, что в ходе административной реформы выпал, исчез Главный государственный архитектурно-строительный надзор. По новому Градостроительному кодексу он теперь именуется Государственным строительным надзором в субъектах Российской Федерации, но без объединяющего центра нарушилась организация их работы. Они лишены методического и организационного руководства. И результат, как говорится, налицо.
Без государственного строительного надзора трудно понять, чего достигли, куда движемся. Качество строительства у нас никогда не блистало, а сейчас положение ухудшилось. У меня полшкафа жалоб по жилью с недостроем, в том числе многочисленные жалобы по Москве, Санкт - Петербургу, Московской области, которые мы ведем. Принуждаем бракоделов к исправлению недостатков. Наши взаимоотношения часто вступают в плоскость судебных решений. Дело затягивается. А строительные компании, которые получают солидную прибыль, могут позволить себе иметь лучших юристов. С ними сложно иметь дело гражданам, которые остаются один на один со строительными монстрами.
- А нельзя ли не доводить дело до суда, решать проблемы во время строительства?
- Да, Государственный строи тельный надзор особенно важен при строительстве и приемке жилых зданий в эксплуатацию. Мало того, что сам процесс строительства не контролируется. Только после при емки в эксплуатацию жилье с недостроем поступает в сферу Государственной жилищной инспекции России, когда сложно что-либо исправить. Долгие годы Госжилинспекция активно работала в этой сфере. Все наиболее тяжелые случаи попадали к нам на контроль. Мы активно работали с бракоделами вместе с населением и в административном порядке, и через органы исполни тельной власти, и через суды. Сей час положение дел, к сожалению, изменилось. Хотя Главная государственная жилищная инспекция сохранена, но до сих пор не определен ее правовой статус. Это очень мешает работе.
Вместе с тем в последнее время резко увеличилось число объектов, принятых в эксплуатацию жилых домов с грубыми отклонениями от проектов и с нарушениями строительных норм и правил. Наша статистика показывает, что таких домов до 33 процентов от всего вводимого жилья. То есть если в прошлом году было сдано 41 млн. кв. метров жилья, то из них примерно 14 млн. кв. метров построено с браком: что-то недоделано, не доведено до конца, не отработан акт рабочей комиссии, а дом принят. Вместо радости вселения в новую квартиру люди приобретают проблемы, которые вскоре становятся хроническими и решить их теоретически можно лишь в судебном порядке. А практически не решишь никак: глухая стена равнодушия доводит людей порой до отчаяния.
Хотелось бы повторить еще: без воссоздания Государственного строительного надзора обойтись нельзя. Мы снимаем только часть проблемы, хотя государственные жилищные инспекции работают в 85 субъектах Российской Федерации. По итогам деятельности за прошлый год госжилинспекциями было обследовано 672 млн. кв. метров, что составляет 23,5 процента жилого фонда страны. В ходе обследования было выявлено 438 тысяч нарушений в жилищной сфере, устранено 385 тысяч нарушений. За этот же период рассмотрено 260 тысяч жалоб и обращений граждан, по 226 тысячам из них приняты конкретные меры.
Но, повторяю, мы поднимаем часть проблемы, которая у нас обозначается жалобами и отчаянием людей, пострадавших от недобросовестных строителей. Однако необходимо на самом высоком уровне ставить вопрос об усилении Главной государственной жилищной инспекции в России. В противном случае, если и этот контрольный инструмент будет разрушен, народу останется единственное - решать проблемы только через суды. А они и так переполнены жалобами. Некоторые суды уже перестали принимать иски граждан на брак в строительстве.
- Вы называли цифру прошлогодней сдачи жилья - 41 млн. кв. метров. Но вот что интересно: почти половина жилья в прошлом году была сдана в ноябре-декабре. Как вы думаете, с каким качеством?
- Дурная традиция пришла с тех времен, когда надо было отчитаться, блеснуть, иначе снимут голову. Не многое изменилось и сейчас: строителям, чтобы выполнить договорные обязательства, не попасть на штрафные санкции, рассчитаться с кредитом, также необходим ввод в конце отчетного периода. А ноябрь-декабрь - не лучшие месяцы для стройки, особенно для ведения отделочных работ. В этот период все делается, как правило, с низким качеством. Сдадут дом, а потом в нем осыпается побелка, шелушится покраска, о благоустройстве и говорить не приходится. Для всех коммуникаций, которые проложены в этот период, весной ожидается провал грунта, разлом асфальтового покрытия.
К сожалению, культура наших строителей в ряде случаев исключительно низкая. Редко найдешь строительные фирмы, где применяются современные технологии и где работы выполняются с надлежащим качеством. Например, в Москве подразделения СУ-155 трудятся эффективно. Не было претензий и к `Донстрою`. Но очень много жалоб на другие фирмы-однодневки, которые берутся за непосильную задачу, используют дешевый труд мигрантов. У таких фирм большие сложности с финансированием, они не могут использовать современные технологии и оборудование. По остаточному принципу им подают бетон, раствор. Бесконечно нарушаются технологии. А результат? Он известен. В первый год эксплуатации здания выявляется до 10 процентов всех недостатков: нарушается герметичность кровли, возникают большие проблемы с работой инженерного и электросилового оборудования. Во второй год, как правило, выявляется до 20 процентов недостатков. Далее кривая брака в течение 5 лет медленно уменьшается. А как прожить людям эти годы?
Фирмы-однодневки правдами и неправдами подписывают акт ввода здания, и на следующий день их уже не найти. Как правило, гарантийные паспорта - это фикция, оформляются они незаконными путями.
На днях на приеме у меня была жительница Татарстана Ольга Зиятдинова. Она живет в Казани, три года назад получила квартиру. По проекту их дом девятиэтажный. Но затем, скорее всего ради выгоды, его перепроектировали на десятиэтажный. Коммуникации, особенно вентиляция, перепроектированы не были, поэтому в этом доме вентиляция на верхних этажах практически не работает. Жители сами отключают газ и ставят электроплитки, потому что велика опасность отравления газом. Люди болеют, особенно вредно это отражается на детях.
Я доложил об этом вопиющем случае руководителю Федерального агентства по строительству и ЖКХ. Будет обращение к руководству республики с просьбой вмешаться в эту ситуацию и исправить положение дел.
Однако не только вдалеке от Москвы такие случаи бывают. В Подмосковье есть поселок Малые Вязьмы. В нем одна из малых фирм построила десятиэтажный многоквартирный дом с грубейшим браком. Сейчас ни фирмы нет, ни ее руководителей. Исчезли и оставшиеся деньги, на которые планировалось устранить недострой. Полный беспредел.
Мы год занимаемся этим домом. Выезжали на объект, встречались с жильцами. 71 человек был на приеме. Обошли дом, посмотрели все. Понимаете, руки сжимаются в кулаки от увиденного. Только с этого года нам удалось развернуть администрацию Одинцовского района Подмосковья к этой проблеме. Положение там начинает выправляться, но до нормального еще так далеко.
- Так что же необходимо предпринять, чтобы выправить ситуацию, перекрыть шлагбаум бракоделам?
- В первую очередь нужен правильно организованный государственный строительный надзор и его штаб - Главный государственный строительный надзор. Прежде были совместные комплексные проверки: начиная со стадии проектирования и далее весь этап строительства до ввода в эксплуатацию. Такие проверки ранее приносили определенные успехи. Идея таких проверок была зарублена с преобразованием Госстроя и ликвидацией Главного архитектурно-строительного надзора.
Что же происходит сейчас? Нас на строительство не допускают. Тема качества строительства жилья никем и никак не прикрыта. Да, есть в субъектах Федерации организации государственного строительного надзора. Но все они находятся под теми руководителями, которые заинтересованы в росте показателей по вводу жилья. У меня есть данные по вводу жилья, которые были положены на стол Президенту России. Я понимаю, как спрашивали с каждого руководителя субъекта Федерации в ноябре-декабре. Но понимаю и другое насколько притянуты за уши эти цифры.
Но заканчиваются победные реляции и наступают будни, когда гражданин вселяется в дом, где все сырое, где отваливается штукатурка, замыкают розетки, всюду дует, стены промерзают и т. д.
Я уверен, что так не должно быть. В Правительстве РФ об истинном положении дел знают, наши доклады туда поступают. В соответствующих департаментах нас слышат. Мы совместно готовим предложение по улучшению ситуации. Знаю, такое время наступит. Государственный регулирующий орган должен встать грудью на защиту гражданина Российской Федерации.
Государственный строительный надзор и Главная государственная жилищная инспекция это две стороны одной темы. Одно без другого не существует. Уничтожить даже одну из этих сторон - преступление. Уверен, что вопрос будет решен, что будет создана Главная инспекция государственного строительного надзора. Уверен также в том, что взять под контроль каждый строящийся дом в стране нам под силу. В Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации сегодня работают две тысячи человек. Мы знаем каждый строящийся дом, но не имеем право контроля в ходе строительства. А должны бы его иметь ради простого гражданина нашей страны. В этом и заключается смысл предложения из Положения о Государственной жилищной инспекции Российской Федерации - `инспекция должна работать в интересах граждан и государства`. Это моя мечта и я уверен, что она все-таки сбудется.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »