"Правительственный час" в рамках заседания Госдумы 17 мая был посвящен вопросам строительства и ЖКХ. Оказалось, что денег в России полно, но на жилищные программы их не направляют, гражданам нечем платить за жилье, очередники будут стоять в очереди еще 150 лет, а депутаты недовольны законами, которые только что сами и приняли.
О ходе выполнения среднесрочной программы социально-экономического развития РФ в этих областях депутатов проинформировали глава Минрегионразвития Владимир Яковлев и руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко.
Начали с федеральной целевой программы "Жилище", которую г-н Аверченко назвал "основным инструментом" реализации жилищной политики правительства. (Но при этом, правда, на нее выделяется всего 0,6% федерального бюджета).
Самая успешная подпрограмма "Жилища" касается граждан, уезжающих с космодрома "Байконур" – положенные им 354 квартиры правительством найдены.
К разряду успешных отнесена чиновником и выполненная на 50% подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты". С 1999 по 2003 годы сертификаты получили 102 тыс. семей, вместо запланированных 210 тыс., что признано успехом. На период 2004-2010 годов предусматривается выделить еще 114 млрд рублей. Правда, даже без учета инфляции это вдвое меньше потребности (240 млрд).
А вот для того, "чтобы признать вполне успешной подпрограмму переселения из ветхого и аварийного жилья, у меня нет достаточно оснований", – признался Владимир Аверченко. За три года реализации реформы ЖКХ, она была профинансирована на сумму 1 680 млн рублей, тогда как только из федерального бюджета ожидалось 12 млрд. Софинансирование же из средств местных и внебюджетных источников (а именно на него возлагалось основное бремя затрат) сорвалось полностью. "Регионы оказались не способны выступить главной движущей силой реализации подпрограммы", – заявил г-н Аверченко.
Еще хуже обстоят дела в решении проблем ветхого и аварийного жилого фонда.
Сегодня в стране только по официальным данным 92 млн кв.м ветхого и аварийного жилья и ежегодно к этому добавляется еще 2-3 млн кв.м.
При существующих темпах отселения граждан оно затянется почти на 150 лет.
Для того, чтобы переломить ситуацию, по подсчетам Аверченко, нужны 70 млрд рублей. Однако за последние 3 года софинансирование из бюджетов всех уровней составило сумму, в 5 раз меньше запланированной.
Общий объем финансировании программы "Сейсмобезопасность территории России" – 72 млрд рублей. Но тоже только на бумаге. Как отметил г-н Аверченко,
в 2005 году впервые не выделяются средства на научно-исследовательские работы по сейсмобезопасности.
Не более счастливая судьба и у Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов", предусматривающей строительство и реконструкцию малых и средних городов (из положенных 1 432 млн рублей выделено примерно в 50 раз меньше) и сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга (выделено 1,3 млрд руб. из положенных 84,7 млрд).
Не повезло в России и "очередникам": из 4,5 млн российских "очередников" в 2004 году получили квартиры 230 тыс. семей (в 6 раз меньше, чем в последние советские годы).
Вопрос о том, почему бы при уже сформировавшемся в нынешнем году профиците бюджета в 618 млрд рублей не направить часть его средств на жилищные программы, повис в воздухе.
Второй докладчик, глава Минрегионразвития Владимир Яковлев, считает, что недофинансирование – не главная беда строительной и коммунальной сферы.
На строительную ситуацию, считает он, негативно влияет искусственная монополизация рынка, спекулятивный, в 2-2,5 раза выше себестоимости, рост цен и непрозрачная система предоставления участков под застройку.
3 мая правительство получило команду от президента увеличить к 2010 году объемы строительства до 80 млн кв. м (20 лет назад в РФ ежегодно сдавалось 76 млн кв. м), в связи с чем, считает Яковлев, должны быть снижены административные барьеры по пути на рынок жилищного строительства. "Застройщики должны получать в собственность уже сформированные земельные участки, это даст возможность привлечения кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земли", – заявил он.
Для того, чтобы разобраться с ветхим жильем, Яковлев предлагает "непопулярные" (по его же оценке) меры. "Необходима полная инвентаризация аварийного фонда, – говорит он. – А также того, кто там живет, а не просто числится, чтобы получить квартиру".
Каким образом будет проведена подобная инвентаризация, г-н Яковлев не уточнил. Ликвидации аварийного фонда в центре городов предлагается осуществлять за счет обременения застройщиков.
Говоря о трех основных направлениях реформы ЖКХ, Владимир Яковлев выделил воспитание у граждан чувства собственника, адресность любой помощи и недопустимость роста тарифов в отрыве от повышения качества услуг.
"Новый Жилищный Кодекс наделяет собственников расширенными правами и необходимо побудить их от иждевенческих синдромов в пользу самоорганизации, – заявил чиновник. – Суть реформы не в том, чтобы подтолкнуть падающих, но и не в том, чтобы плодить иждивенцев. Министерство намерено разработать систему мер поддержки и преференций для тех ТСЖ, что проявляют инициативу, предлагают проекты для своих домов и коммунальных структур".
Пока же, отметил г-н Яковлев, договора, заключенные между собственниками и коммунальными службами, составляют только 0,3% всех договоров в сфере ЖКХ, и это можно считать индикатором отраслевой реформы. И особых надежд на то, что все граждане, особенно проживающие в старых, давно не ремонтировавшихся домах, немедленно бросятся создавать ТСЖ и становиться участниками отраслевого рынка, нет.
Перейдя к тарифам, глава Минрегионразвития пообещал взять их под контроль.
Во-первых, минимизировав потери. (Сегодня потери воды составляют 50%, излишняя численность персонала предприятий ЖКХ - 30%, перерасход электроэнергии - 25%). Во-вторых, Министерство планирует технологический и финансовый аудит по всем территориям РФ. Пока он проводится выборочно и, как отметил г-н Яковлев имеет успех. "Там, где мы начинали активно влезать в тарифную политику поставщиков услуг, тарифы снижались на 10-12%", – заявил он.
Для того, чтобы снять ограничения на инвестиции, чиновник попросил депутатов поскорее принять законы об инвестиционных соглашениях, о финансовом оздоровлении ЖКХ и о концессионных договорах.
Напоследок Владимир Яковлев обратился к депутатам за помощью в воспитании населения.
Особого энтузиазма последнее предложение у депутатов не вызвало. Практически все выступавшие в прениях сосредоточились не на воспитательных моментах -
говорили в основном о невозможности для большинства населения России оплачивать жилье по новым правилам и перспективе для многих семей просто оказаться на улице.
"Проведенное нами исследование показало, – говорит депутат Галина Хованская, – что средняя российская семья не может платить за жилье сумму, превышающую 13% своего дохода. А федеральный стандарт для предоставления субсидии - превышение 22% дохода. Этот стандарт надо снижать, особенно с учетом того, что с 1 января 2006 года отменяются все прежние льготы на оплату жилья".
Депутаты в очередной раз поспрашивали друг у друга, почему это размер субсидий зависит от общего, а не от подушевого дохода семьи, и не привязан к прожиточному минимуму. И в очередной раз не нашли ответа.
Очень сомнительной мерой посчитали депутаты и передачу регионам права самостоятельно устанавливать тарифы и размеры субсидий. "Большинство районов в РФ дотационные, – говорит депутат Владимир Рыжков. - И если их не поддержать средствами, они будут решать проблемы ЖКХ за счет жителей.
А если это произойдет, мы получим массовые волнения, еще более жесткие, чем в этом году".
В конце обсуждения депутат Мартин Шакум предложил подготовить обращение от Госдумы к правительству с требованием решения всех озвученных проблем, в том числе и с финансированием. Парламентарии поддержали коллегу, быстро позабыв, что сами же (как напоминал им Владимир Яковлев) совсем недавно голосовали за все эти противоречащие друг другу и вызывающие их недовольство законы.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »