Десять месяцев назад по американским штатам Миссисипи и Луизиана прошел ураган «Катрина». Сотни людей погибли, тысячи домов смело, ущерб исчислялся миллиардами долларов. Однако архитекторам и строителям трагедия дала уникальную возможность. При обсуждении будущего уничтоженных городов наиболее организованными и убедительными оказались представители архитектурного течения под названием новый урбанизм — именно по их сценарию пойдет восстановление большинства поселений Мексиканского залива.
Ураган возможностей
«Для того чтобы населенный пункт стал городом, построенным по плану, его надо превратить в руины, он в буквальном смысле должен сбросить старую кожу. Обычно на это уходит лет двадцать, но после урагана достаточно пяти. Люди смогут дожить до этого и увидят будущее… Перед нами стоит сложная задача, но мы, сами того не осознавая, готовились к такой перспективе многие годы», — Андрес Дьюэни, один из главных идеологов возвращения к традиционной модели городского строительства (нового урбанизма), не скрывает воодушевления. Второй подобный шанс доказать преимущества своего учения ему вряд ли представится. Все лучшие умы и громкие имена нового урбанизма так или иначе задействованы в планировании. Чтобы осознать масштаб предстоящих работ, надо вспомнить события 29 августа 2005 года…
Катастрофа
По общему мнению ураган «Катрина» стал самым разрушительным стихийным бедствием за всю историю США. С ним могут соперничать только землетрясение и пожар в Сан-Франциско 18 апреля 1906 года, когда погибли больше трех тысяч человек, 28 тысяч строений превратилось в развалины. В тот момент, когда «Катрина» достигла США, ей была присвоена четвертая категория опасности из пяти возможных. Удар пришелся на северное побережье Мексиканского залива, на границу штатов Луизиана и Миссисипи; буря полностью уничтожила прибрежные поселки, а в некоторых местах проникла в глубь материка на 20 км с лишним. Высота водяной стены достигала 7,5 м. Были разрушены автомагистрали, железные дороги, порты, гостиницы, десятки школ и общественных зданий, тысячи домов. По некоторым оценкам сумма страховых выплат по стране в связи с ущербом от стихии достигает 30 млрд долл.
В Миссисипи практически прекратили свое существование 11 населенных пунктов, погибли 160 человек. В Луизиане цифры потерь оказались еще более значительными — отчасти из‑за того, что здесь расположен крупный город Новый Орлеан, отчасти из‑за усугубивших ситуацию дезорганизованности и беспомощности властей. Тысяча погибших новоорлеанцев — жертвы не столько урагана, сколько последовавшего за ним наводнения. Город стоит ниже уровня моря, где, по мнению Андреса Дьюэни, вообще ничего нельзя было строить, и его дамбы не выдержали натиска «Катрины».
Мобилизация
Через несколько дней после удара стихии губернатор Миссисипи Хейли Барбор создал специальную комиссию по восстановлению. Возглавить ее он уговорил известного бизнесмена Джима Барксдейла. Последний в конце 90‑х руководил компанией Netscape, а затем вернулся на родину, в столицу Миссисипи Джексон, где у него была фирма по оказанию консультационных услуг инвесторам. Став главой комиссии, Барксдейл сразу пожертвовал миллион долларов на финансирование ее деятельности; другой спонсор дал еще миллион, и комиссия приступила к работе. К концу 2005 года губернатор рассчитывал получить от Барксдейла отчет, суммирующий лучшие предложения по воссозданию разрушенного, вписывающиеся в некую общую концепцию возрождения побережья.
Один из советников Барксдейла, всю жизнь занимавшийся инвестициями в недвижимость, убедил его, что новый урбанизм дает возможность по‑новому взглянуть на правильный город. В пользу последователей данного течения говорил их богатый опыт застройки больших участков земли, стремление максимально сохранять природные пространства и инвестиционная привлекательность проектов. Так что уже в сентябре 2005‑го в Джексон прилетел Андрес Дьюэни. Он встретился с Джимом Барскдейлом, и они мгновенно нашли общий язык; затем он встретился с губернатором Барбором, и тот дал ему зеленую улицу. 20 сентября Барбор и Барксдейл объявили о созыве Форума возрождения Миссисипи.
Дьюэни со свойственной ему энергией немедленно взялся за дело. Уже на следующий день он разослал по электронной почте всем потенциальным участникам мероприятия подробнейшее письмо, выдержанное в духе военного времени: «Вам потребуется огромный запас мастерства, терпения и твердости… Скоро вы получите индивидуальные инструкции. Мы предоставим общие материалы для работы, бумагу, столы, освещение, удлинители и принтеры. Вам следует иметь при себе собственные карандаши, линейки, масштабные линейки, фотокамеры и компьютеры».
Планы
12 октября, спустя всего полтора месяца после «Катрины», в городе Билокси 200 человек собрались на Форум возрождения Миссисипи, чтобы определить облик 50 тысяч домов и 11 населенных пунктов, расположенных на участке побережья протяженностью почти 200 км. Во встрече приняли участие архитекторы (как знаменитости национального масштаба, так и обычные люди), инженеры, специалисты по дорожному строительству, сотрудники Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA), представители местных властей. Форум проходил под эгидой Конгресса нового урбанизма. В течение шести дней (и отчасти ночей) напряженного мозгового штурма участники яростно спорили обо всем — начиная от расположения новых дорог и кончая ценами на доступное жилье. Было разработано 11 проектов. Практически все города одобрили предложенные варианты. Однако Билокси, самый крупный и самый уязвимый для штормов, отнесся к планам новых урбанистов настороженно. До «Катрины» основу его экономики составляли казино, расположенные на баржах вблизи берега. В то же время бедняков здесь было больше, чем в других районах побережья и, кроме того, имелась серьезная вьетнамская община. Между тем проект реконструкции, авторами которого стали известные новые урбанисты Элизабет Моул и Стефанос Полизоидес, не учитывал неоднородность Билокси. Жителям был представлен проект небольшого живописного городка с изящными бульварами и симпатичными улочками, где даже казино запрятаны в стильные башни. Просторный рыбный рынок и широкая прогулочная набережная в гавани, множество парков и скверов, высокие деревья вдоль улиц (хотя ураган уничтожил большую часть деревьев, а новым еще предстоит вырасти)… В общем, получился типичный, всем хорошо знакомый сонный городок Юга — настолько типичный, что его легко счесть пародией.
Рекомендации
Джим Барксдейл не подвел — 31 декабря губернатор Барбор получил отчет. «Комиссия стремилась к тому, чтобы все рекомендации по возрождению Миссисипи были разумны, выполнимы и действительно меняли к лучшему жизнь граждан», — прокомментировал итоги работы Барксдейл. Разумеется, не все из 238 советов бесспорны, но большинство было воспринято с пониманием.
Главная рекомендация — увеличить прочность зданий и их способность противостоять стихии за счет использования более долговечных и качественных материалов и строительства на сваях. Согласно требованиям FEMA, в зонах, подверженных наводнениям, дома должны быть приподняты над уровнем моря. Этой цели может послужить и мусор — комиссия предложила вспомнить опыт пожара 1871 года в Чикаго, когда остатки сгоревших зданий использовали для создания у берега насыпи, где затем разбили парк. Мусор, в гигантском количестве оставленный ураганом, пригодится для укрепления дамб и приподнимания низин.
Кроме того, комиссия посоветовала учитывать местные традиции при создании проектов домов. Наконец всем населенным пунктам было рекомендовано принять международные стандарты застройки, а также главный инструмент новых урбанистов под названием SmartCode — генеральный план, определяющий правила застройки каждого города и делающий его более компактным и приспособленным для жизни.
Практика
С самого начала в соревновании за быстрейшее восстановление вперед вырвался штат Миссисипи. Однако в последние месяцы Луизиана постаралась наверстать упущенное. В марте 2006 года жители Сент-Бернар-Пэриш, не дожидаясь указаний сверху, призвали к себе новых урбанистов и попросили их сформулировать рецепт возрождения. В течение недели около тысячи делегатов обсуждали с Дьюэни и его коллегами будущее своего городка, который фактически предстоит воздвигнуть с нуля. Дьюэни предложил, во‑первых, устроить большие искусственные пруды, перехватывающие воду из океана в случае наводнения, во‑вторых, поднять повыше группы жилых домов, чтобы улицы стали каналами, если вода все‑таки достигнет города. Третья составляющая плана — озеленение улиц и создание множества зеленых зон.
Судьба Нового Орлеана продолжает беспокоить и местные власти, и население, и архитекторов. Тут и до урагана ситуация была далеко не блестящая: количество горожан в последние десятилетия постоянно сокращалось, больше четверти жителей оставались за чертой бедности (здесь этот показатель вдвое выше, чем в среднем по стране). Прогнозы аборигенов не отличаются оптимизмом: остаток нынешнего года уйдет на разбор завалов и уборку мусора; еще год понадобится на то, чтобы определить, где и что возводить. Реально работы вряд ли начнутся раньше 2008 года, и то при условии значительной федеральной помощи.
Однако пример соседей из Сент-Бернар-Пэриш подействовал вдохновляюще, и в апреле один из пострадавших районов Нового Орлеана пригласил новых урбанистов к себе. Чтобы не упустить такой лакомый кусок, Дьюэни согласился трудиться бесплатно и сам финансировал участие в обсуждении ряда специалистов. Пиар-ход не остался незамеченным — губернатор Луизианы Кэтлин Бабино-Бланко решилась наконец доверить новым урбанистам судьбу своего штата. Одному из основателей Конгресса нового урбанизма Питеру Калторпу поручили разработать долгосрочный план развития прибрежных районов Луизианы, пострадавших от стихии, а Дьюэни пригласили провести большую многодневную дискуссию о будущем Нового Орлеана. Он поставил перед жителями вопрос ребром: «Чего вы хотите: вернуться к тому, что было 28 августа, или двинуться вперед, в XXI век?» Сам архитектор называет этот знаменитый город суперкубком, о котором мечтает каждый градостроитель. Удастся ли Дьюэни его выиграть, пока неизвестно. А вот Билокси, похоже, из борьбы за светлое урбанистическое будущее уже выбыл…
Проблемы
Недовольство жителей Билокси оказалось острее, чем в других местах, но оно выявило общие проблемы, с которыми сталкивается воплощение идей нового урбанизма.
Первая — деньги. Восточные кварталы Билокси населяют небогатые люди. До урагана они жили в старых одноэтажных коттеджах, доставшихся им по наследству или снимаемых за очень скромную плату. Теперь им предлагают новое доступное жилье. Таковым, по мнению Дьюэни, является дом с тремя спальнями за 140 тыс. долл. Для местных жителей доступность заканчивается на отметке 95 тыс. долл…
Вторая проблема — мнение населения, которым, несмотря на все форумы, собрания и мозговые штурмы, по существу, никто не поинтересовался. Архитекторы приехали с готовыми предложениями и обсуждали их исключительно с представителями власти и специалистами, а граждан поставили перед фактом. В генеральном плане регламентируются такие малозначительные детали, как форма окон и угол ската крыши, но никому не пришло в голову учесть, например, то обстоятельство, что для вьетнамцев автомобиль представляет собой воплощение американской мечты, а пешеходные прогулки их совершенно не привлекают.
В богатых кварталах проблем не меньше. Авторитарный стиль новых урбанистов, которым кажутся самоочевидными преимущества их градостроительных решений, не устраивает многих индивидуалистов, желающих самостоятельно решать, какой формы у них будут окна и где именно посадить дерево. Как заметил один из членов городского совета: «Это, в конце концов, частная собственность. Я бы никогда не стал говорить кому‑то, что надо строить так‑то и так‑то. Хозяин может делать, как ему нравится, потому что в этом и состоит дух Америки».
Однако самый сокрушительный удар новоурбанистическому будущему Билокси нанесло Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. После «Катрины» оно пересмотрело требования к сооружению домов в районах, подвергшихся затоплению. Пока новые урбанисты рисовали уютные улочки и почти игрушечные здания, агентство включило в зону возможного затопления еще 6,5 кв. км побережья и постановило, что дома необходимо поднять не на 4 м над уровнем моря, как раньше, а на 6,4 м.
Это означает, что здания должны повиснуть в воздухе. Моул и Полизоидес попытались сделать несколько набросков, учитывающих новые требования, но без особого энтузиазма — они, по всей видимости, рассчитывали, что им удастся лоббировать отмену этих правил.
Добавочные 2,4 м оказались настоящей катастрофой с точки зрения архитектурных решений. Кому захочется гулять по улице, вдоль которой выстроилось невзрачное доступное жилье на гигантских трехметровых сваях? К тому же про доступность в таком случае придется забыть — из‑за нововведений стоимость дома возрастет на 30–50 тыс.
Когда стало ясно, что ждать уступок от FEMA не приходится, Моул и Полизоидес пришли в ярость, сменившуюся полной растерянностью. Мэр Билокси поблагодарил их и недвусмысленно дал понять, что больше город в их услугах не нуждается. Сотрудники FEMA в свою очередь недоумевают, почему требования безопасности, основанные на данных наблюдений за последние десятилетия, так удручают архитекторов. В конце концов, нельзя же основывать строительство в зоне серьезного риска исключительно на эстетических соображениях.
Дискуссия продолжается
Ядро сторонников новых урбанистов составляют представители политической элиты разных уровней: одни видят в этом течении средство пропаганды семейных ценностей, другим не нравятся уродливые жилые многоэтажки в центре города, третьи просто ностальгируют. Именно к элите обращает все свое красноречие Дьюэни — мнение коллег его не слишком интересует. Зато они часто обличают его весьма эмоционально. Так, директор Архитектурного института Южной Калифорнии еще в октябре заявил газете «Вашингтон Пост», что новые урбанисты сумели завоевать симпатии в Миссисипи, поскольку их проекты «привлекают анахронистов, тоскующих по добрым старым временам, по Старому Югу, медленному, спокойному и беззаботному, где каждый знал свое место». Другие претензии к новым урбанистам не столь похожи на политический донос. Основная масса современных зодчих остается верна идеям модернизма; на их знамени написано имя Ле Корбюзье. Они уже многие годы пытаются доказать, что за любовью новых урбанистов к крылечкам и остроконечным крышам стоит весьма прозаическое желание угодить застройщикам и облегчить им жизнь. Для модернистов же это предательство целей архитектуры. Возвращение к традиционной модели строительства опасно еще и тем, что попытки имитировать XIX столетие в начале XXI неизбежно порождают картонные города, похожие на декорации или главную улицу Диснейленда. Такая архитектура создает у потенциального покупателя ложное ощущение, что можно перевести стрелки часов назад и вернуться к более тесным человеческим и соседским связям, не отказываясь при этом от гаража на три машины и прочих привычных удобств.
И тем не менее следует отдать новым урбанистам должное. После урагана они проявили себя по‑настоящему мощным и прекрасно организованным движением. В Америке есть архитектурные звезды первой величины, но никому из них не удалось достичь подобного уровня влиятельности. Новый урбанизм сумел во всеоружии встретить вызов, брошенный «Катриной». Однако итоги масштабного зодческого эксперимента можно будет подвести еще очень нескоро.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »