Крупный оператор московского риэлторского рынка, корпорация «БЕСТ-Недвижимость», объявила о начале реализации собственной франчайзинговой программы, благодаря которой компания рассчитывает завоевать региональный рынок.
«Важный психологический фактор — негативное отношение к «варягам»-москвичам, которых местные риэлторские компании пытаются не допустить на рынок и видят в них сильного конкурента, — считает президент корпорации «БЕСТ-Недвижимость» Григорий Полторак. — На региональном рынке тяжело работать: сложно управлять компанией, которая находится за тысячи километров, не имея там человека, который заинтересован в развитии бизнеса. На мой взгляд, наиболее эффективно и надежно управлять в присутствии собственника на месте. Поэтому мы выбрали франчайзинговую схему работы для продвижения своей программы регионального развития».
В распространенном компанией «БЕСТ-Недвижимость» пресс-релизе предлагаемая франчайзинговая услуга называется «совершенно новой программой развития для отечественных риэлторских компаний». Здесь компания как минимум лукавит: крупнейшие риэлторские фирмы Москвы уже почти десятилетие как «флиртуют» с такой формой развития своего бизнеса. Однако все лидеры рынка сходятся пока в одном: учитывая специфику развития регионов, франчайзинг все еще является тупиковым путем экспансии.
«Я бы не стал рассматривать региональный франчайзинг как направление бизнеса, — говорит президент корпорации «МИЭЛЬ-Недвижимость» Григорий Куликов, — скорее мы считаем его лабораторией по выработке и апробации новых технологий».
Корпорация «МИЭЛЬ-Недвижимость» имеет отношения с региональными риэлторскими агентствами на принципах франчайзинга с 1997 года. В настоящее время по франчайзинговым соглашением с «МИЭЛЬ-Недвижимостью» работают риэлторские фирмы в Омске, Барнауле и Тюмени. Однако в тех регионах, где корпорация видит перспективы реального бизнеса, компания стремится владеть региональным агентством, а не сотрудничать на принципах франчайзинга. Так, в филиале «МИЭЛЬ-Недвижимость» в Санкт-Петербурге корпорация владеет контрольным пакетом.
Мало и хлопотно
Чем же не нравятся франчайзинговые схемы компаниям, попробовавшим себя на этом поприще? Прежде всего — несоответствием доходов от франчайзинга расходам на контроль за деятельностью франчайзи и потенциальной угрозой своему торговому знаку. Кроме того, автоматическое «клонирование» московских технологий не приносит успеха в регионах: практически все риэлторские операции на региональном уровне имеют свою специфику.
«На региональном рынке существуют совершенно другие технологии передачи денег, проверки и даже работы с клиентом по договорам, — говорит директор департамента маркетинга и рекламы корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Елисеев. — Внедрить там наши технологии пока не получается, потому что региональный рынок должен «дозреть» до московского уровня. Поэтому в ближайшее время в регионах мы работать не собираемся». До 2003 года «ИНКОМ», входящий наряду с компанией «МИЭЛЬ-Недвижимость» и корпорацией МИАН в тройку лидеров риэлторского рынка столицы, имел франчайзинговые отделения в Москве и Кирове, однако закрыл их в связи с неэффективностью.
К тому же региональные риэлторы просто не в состоянии платить франчайзерам сколько-нибудь существенную сумму. Объявленная Г. Полтораком стоимость франшизы компании «БЕСТ-Недвижимость» составляет $180 в месяц — это сложно назвать бизнесом. Говорить о размерах возможных доходов от регионального франчайзинга не стал и Г. Куликов: «Я даже не буду называть сумму, которую нам платят за использование бренда, чтобы не смешить народ».
Но даже на порядок большие доходы, которые могли бы получать компании в случае развития франчайзинговых схем в столице, не делают их привлекательными для франчайзера.
На 1996–1997 годы приходился расцвет франчайзинговых схем еще одного агентства «большой тройки» — корпорации МИАН, которая развивала именно столичный франчайзинг и имело до 15 отделений в Москве. Но уже в 1998 году МИАН отказался от подобной формы развития своей сети, сочтя ее финансово непривлекательной и организационно неэффективной. По словам председателя совета директоров ЗАО МИАН Александра Сенаторова, франчайзинговые отчисления отделений, хотя и превышали $2 тыс. в месяц с каждого, не покрывали даже базовых расходов по контролю за их деятельностью.
«Когда вы даете кому-то использовать свою торговую марку и свои технологии, вы должны очень внимательно контролировать, как получатель франшизы соблюдает правила работы, иначе торговой марке может быть нанесен существенный вред, — считает А. Сенаторов. — Мы поняли, что расходы на поддержание работы таких отделений на требуемом уровне делают всю схему непривлекательной. С тех пор мы предпочитаем владеть собственной сетью отделений».
Бренд развивай, брендом дорожи
При столь низком уровне потенциальных доходов от продажи франшиз риски, связанные с возможными некачественными или недобросовестными действиями франчайзи, становятся определяющими. «Существует большой риск скомпрометировать бренд в случае каких-либо региональных скандалов, — пояснил М2 представитель одного из маркетинговых агентств. — Представьте себе, что региональная риэлторская фирма будет замешана в каком-нибудь криминале или, скажем, ее название просто прозвучит в новостях в связи с подобным делом (например, что оформление каких-либо «проблемных» квартир шло в том числе и через данное агентство). В этом случае интернет-поисковики очень долго будут выдавать такие результаты поиска в отношении франчайзера, что многие задумаются, стоит ли обращаться в одноименную компанию».
Потенциальные франчайзи в регионах тоже не совсем готовы сотрудничать с московскими агентствами недвижимости. Главным активом, в котором могли бы быть заинтересованы регионалы, является узнаваемый торговый знак. «Московские бренды в регионах не узнаваемы», — категорично высказывается С. Елисеев.
Что уж говорить о компании «БЕСТ-Недвижимость», маркетинг которой давно не направлен на поддержание бренда, а концентрируется на продвижении конкретных услуг и объектов. Да и по объемам рекламы компания в последний год сдает позиции: по данным аналитика Алексея Шкутова, за последний год «БЕСТ-Недвижимость» переместилась с 8-й на 12-ю позицию в списке крупнейших рекламодателей рынка недвижимости, а количество «охваченных» компанией изданий сократилось на треть. В то время как лидеры рынка увеличили расходы на рекламу на 25–35% за год, «БЕСТ-Недвижимость» свои рекламные бюджеты сократила. Серьезного франчайзи вряд ли устроит такой подход к торговому знаку со стороны франчайзера.
Лидеры рынка сходятся во мнении, что франчайзинг на данном этапе развития риэлторского дела в стране не может давать серьезных доходов и несет большие риски для основной сферы их деятельности. Это в определенной степени признает и ступившая на проторенную дорогу компания «БЕСТ-Недвижимость»: «Цель программы — не получение прибыли с продаж франшизы, а долгосрочные инвестиции по привлечению новых рынков и укреплению бренда «БЕСТ-Недвижимости» как национального», — говорит директор по проектам компании Дмитрий Реуцкий. Такой путь укрепления позиций на московском рынке, однако, был назван одним из столичных риэлторов «чересчур парадоксальным и не имеющим отношения к франчайзингу».
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »