В России за последнее десятилетие было построено множество торговых центров. Но проблема, по мнению управляющего директора Российского совета торговых центров Олега Войцеховского, состоит в том, что девелоперы, создав хороший проект, считают, что он якобы раскрутится сам: все и так узнают, что это хороший проект, следовательно, не будет проблем с привлечением инвесторов и ритейлеров и, соответственно, покупателей. На самом деле, практика показывает, что это не так: необходимо правильно продвинуть проект на рынок.
Есть много примеров, когда при достаточных средствах проекты стоят по несколько лет на уровне фундамента
«Маркетингу приписывают столь значительную роль, что хочется сказать: нужно строить нормальные торговые центры, чтобы не было сильной зависимости от этого своеобразного наркотика, – говорил на пресс-конференции, посвященной достижениям и проблемам отечественной индустрии торговых центров, на выставке «Молл-2006» генеральный директор агентства «Молл маркетинг» Алексей Ванчугов. – Как торговые центры сделать конкурентоспособными? Нужны три вещи: идеи, люди, деньги – именно в такой последовательности. Рынок недвижимости уникален тем, что деньги не на первом месте. Есть много примеров, когда при достаточных средствах проекты стоят по несколько лет на уровне фундамента, не выдерживаются сроки, графики смежных работ и т. д.».
Риски при строительстве
Олег Войцеховский считает строительство торговой недвижимости очень интересным, но рисковым видом деятельности, который требует большого интеллектуального потенциала. Отрасль весьма подвержена конкурентным рискам: нужно знать не только как строить здания и сдавать их в аренду, но и законы, по которым они функционируют, как работают ритейлеры, какова роль развлекательных объектов, как все это объединять, планировать работу и т. д.
Глава группы компаний DVI Вячеслав Каминский привел такую цифру: «В 2006 году в России открывается более 200 торговых центров. Понятно, что большинство из них не совсем профессиональны, но в любом случае, они создадут конкуренцию существующим.
Стратегия развития основных игроков рынка заключается в укрупнении проектов. Мелкие будут заниматься мелкими проектами, а крупные игроки – двигаться к укрупнению, строя торговые моллы».
Проблемы регионов
Выбирая площадку, региональные компании исходят лишь из своих финансовых возможностей
Одна из основных проблем региональных компаний, занимающихся строительством и развитием торговых центров, по мнению Вячеслава Каминского, такова: выбирая площадку, они исходят лишь из своих финансовых возможностей, не берут большие земельные участки и не укрупняют комплексы, которые именно поэтому не привлекают посетителей. Вторая проблема – низкий профессиональный уровень торговых центров в регионах по сравнению, например, с Москвой или Санкт-Петербургом. Еще десятки миллиардов долларов в ближайшие четыре года, по словам Алексея Ванчугова, будут инвестированы в торговую недвижимость подобного рода в 20 городах России, и в основном это деньги западных бизнесменов.
У ритейлеров есть хороший выбор, поэтому происходит снижение арендных ставок, размываются интересы иностранных компаний. Крупнейшие девелоперы, которые проводят народные стандарты низкой и средней ценовой категории, сталкиваются с двумя проблемами. Первая – это отсутствие торговцев, которые в состоянии заниматься марочными брендами либо небольшое их количество. И вторая – основные участники регионального рынка не понимают законов мерчандайзинга, законов продаж, правил работы с персоналом. Необходимо обучать их искусству торговли.
Проблема также в том, что рост ритейла идет медленно. Действительно, это малый бизнес, который развивается не так быстро, как хотелось бы.
По мнению Олега Войцеховского, на рынке торговой недвижимости, где объекты стоят десятки и сотни миллионов долларов, совершенно недопустима ситуация, когда предприниматели «в двух шагах друг друга не видят». Это приводит к тому, что создаются неэффективные объекты, зарываются в землю средства.
Таким образом, в настоящее время, по мнению экспертов, основное конкурентное преимущество, которое поможет выжить на рынке, заключается в укрупнении торговых центров. Будущее – за дисконтной торговлей, считают они. Чтобы заполнить торговый центр арендаторами и покупателями, важно, чтобы цены были доступны. Поэтому строятся дискаунтеры – гипермаркеты и другие торговые предприятия с низкой и средней ценовой категорией.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »