Еще год-полтора тому назад практически любое нижегородское агентство недвижимости считало необходимым и обязательным иметь свой собственный отдел аренды (найма жилья) или, по крайней мере, заявлять об этом. Были и целые компании, специализирующиеся на этом сегменте рынка, и насчитывающие по несколько десятков, а, может, и сотен агентов. У каждого агентства имелись свои базы объектов, а в некоторых даже свои специалисты-аналитики, свободно ориентирующиеся в мире цен и тенденций на этом рынке. Кровью и потом профессионалы-риэлторы разработали и сформулировали цивилизованные правила игры, которые значительно «обелили» этот непростой рынок и почти вывели его из тени.
Сегодня отделов аренды днем с огнем не отыскать. Даже крупные компании не рекламируют услуги по найму как одно из направлений своей деятельности. В лучшем случае пара сотрудников в каждой риэлторской фирме занимаются сдачей жилья внаем, но, скорее всего, эта сфера деятельности и для них остается чем-то побочным, так сказать, хобби между сделками по купле-продаже. Складывается впечатление, что произошел некий скачок назад, в прошлое, когда на рынке орудовали только маклеры, и найти квартиру в аренду можно было только старым дедовским способом: читая объявления на столбах или закидывая удочки по всем своим знакомым.
Что же произошло? Неужели у нижегородцев и гостей города отпала необходимость в найме жилья? Конечно же, нет! Спрос, как всегда велик и имеет, как впрочем, и во всех других крупных городах только тенденцию к росту. С другой стороны, увеличивается и количество людей, которые имеют не одну квартиру и заинтересованы в получении дохода от сдачи внаем. Но все это беспокойное движение по поиску клиентов и объектов, предназначенных для сдачи в аренду, по совершению сделок происходит теперь не в агентствах, где можно было в большей или меньшей степени снизить все возможные риски, а где-то в параллельном мире, где нет и речи о таких понятиях, как качество услуги, гарантии безопасности и законности сделки и т.д.
Почему же профессиональные риэлторы так легко и быстро сдали свои уже завоеванные позиции, свой, уже практически сформированный рынок? Что, работать на нем стало невыгодно?
Этот вопрос мы задали директорам некоторых известных риэлторских компаний.
Анатолий Геннадьевич Рябинин, директор ЗАО «Фирма «Чекни»:
- Все началось с того, что были резко подняты цены на объявления о сдаче квартир внаем. Так как доходы на рынке аренды невысокие, риэлторским фирмам стало невыгодно тратить много средств на рекламу, и весь рынок ушел в подполье. Арендой занимаются сейчас, как правило, маклеры, которые не подают как раньше объявления в газеты, а оклеивают своими предложениями автобусные и трамвайные остановки, подъезды домов, и таким образом ищут своих клиентов. Существует и определенная «тусовка» маклеров, где они обмениваются информацией. Маклеров, которые давно работают на рынке аренды, немного и они хорошо друг друга знают. В городе было несколько фирм, которые работали на рынке аренды по технологии квот. Агенты платили определенную квоту фирме и работали под ее маркой, а та давала рекламу в газеты. При этом сам процесс сделок не контролировался, агенты работали, кто во что горазд. Из этих людей и сложился тот пласт маклеров, которые сейчас и работают на рынке аренды. Их сделки могут проходить с участием от 3-х до 5 человек одновременно. Надо отдать им должное: поиск клиентов и сами сделки проходят очень оперативно. Но контроля, защиты прав своих клиентов они обеспечить не могут. Деньги берутся только за информацию, в редких случаях – за помощь в заключении договора найма.
Да, пока на рынке аренды, наблюдается отход назад. Помощь профессионального посредника при сделках по сдаче жилья внаем, конечно, необходима. Но качественные услуги должны оплачиваться. А понятие «халява» в России развита, как нигде. Сэкономить, рискуя, - это в менталитете русского человека.
Борис Владимирович Горелик, директор Группы компаний «Триумф»:
- Рынок серьезно ушел в сторону индивидуалов, т.е. частных маклеров. Какое-то время он так поживет. Вероятно, такое положение сегодня устраивает потребителя, для которого скорость, с какой будет проведена сделка, важнее его личной безопасности и гарантий. Тем более, что риэлторы все предыдующие годы всячески уклонялись от какой-либо ответственности за некачественную информацию, некачественно отстроенные отношения с клиентом. Поскольку рынок целиком вторичный и на нем нет крупных игроков, имеющих доходные дома, пользоваться услугами риэлторов многие потребители считают излишним.
Надо признать, что этот рынок риэлторами потерян. Не исключено, что пройдет некоторое время, и потребитель сможет внятно сформулировать свои потребности, а риэлторы смогут их уловить и предоставить услугу того качества, которую потребитель сможет и будет готов оплатить. На сегодняшний день есть очевидные расхождения между тем, что способно предложить риэлторское агентство (соотношение цена-качество) и тем, что хотел бы получить клиент. Есть у клиентов и недоверие, и нежелание переплачивать за услугу непонятного качества и непонятного наполнения. «Мне понятно, за что я плачу тебе, - говорит клиент агенту,- ты мне помог найти (сдать) квартиру и составить договор. Зачем мне нужно платить твоей компании, и что собственно она делает в этой сделке – мне непонятно». Сама же компания объяснить этого клиенту не удосуживается.
Александр Борисович Жилевский, директор по продажам компании «Выбор»:
- Во время сделки по найму происходит временная передача прав собственности. При этом может возникнуть много проблем. Часто квартиры сдают люди, которые не имеют на это право. Например, квартиру сдает жена, а при этом муж, тоже собственник, против. Квартиру имеет право сдавать только собственник(и). Они должны подписаться под договором о найме жилья. Если жилье сдается доверенным лицом, надо проверить, есть ли доверенность, выданная собственником. В принципе, если все оформлять по правилам, то никаких проблем не будет. Но в том-то и дело, что многие собственники жилых помещений, которые сдаются внаем, как, впрочем, и наниматели, не хотят заключать договоров, стараясь договориться без оформления документов. В результате, на рынке найма нередки случаи пересдачи помещений мошенниками. Хозяин приходит в квартиру, чтобы получить деньги за найм, и… обнаруживает там совершенно незнакомых людей, которые заявляют ему, что деньги за полгода вперед они уже проплатили…. Задача людей, профессионально работающих на рынке аренды, проверить все необходимые документы на помещение и грамотно составить договор, в котором будут предусмотрены все возможные варианты дальнейшего развития событий и пути выхода из них, а также прописана защита прав, как нанимателя, так и наймодателя.
Потребность в качественных услугах на рынке найма жилья есть. Ведь жучки-маклеры только сводят друг с другом сдающих и снимающих. А что будет дальше, их не волнует. В агентствах могли бы обеспечить соответствующие гарантии и тем и другим. Но у риэлторов должен появиться мотив для работы, а для этого клиенты должны осознавать, что за качественные услуги нужно платить. Люди должны понимать, чем рискуют. Но юридическая культура, к сожалению, у нас в обществе на очень низком уровне. Неплохо бы учить этому еще со школьной скамьи, например, ввести необходимую информацию в школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Владислав , фирма «Бизнес-маклер»:
- Рынок найма жилья всегда был очень специфичен и, с одной стороны, диким: его «операторы» были и есть по характеру «солдатами временной удачи». С другой стороны – этот рынок либерален: кто угодно мог в свободное время или при определенных условиях на нем неплохо заработать. В последнее время его операторы, наивно полагавшие, что, заработав однажды 15-30 тыс. рублей, они обеспечены надежным и стабильным заработком на годы, стали относиться к своему ремеслу более ответственно. 90% операторов – это самостоятельные игроки, которые не жалеют на рекламу до 1/3 личного заработка и 10-20% на «откаты» ответственным за поиск: администраторам, секретарям и т.д.
Что касается других сторон, задействованных на рынке, то, как положительную сторону можно отметить стремление собственников жилья найти достойные агентства или агентов и передать им эксклюзивное (преимущественное) право на поиск потребителя. Достойное агентство определяется по принципу: «Каждый собственник достоин своего агентства». Относительно потребителей. Подавляющему их числу операторы заранее предлагают дезинформацию о характеристиках объекта. По мнению операторов, максимально красивая информация действует, как хорошая наживка. Далее потребителю показывают максимальное количество объектов, привлекая толпы других операторов и, в конце концов, потребитель «взят измором» от общения с оператором и неуместных вопросов собственников. Вывод. Ввиду того, что погоду на рынке делают операторы, а не собственники и потребители, рынок остается диким. Какие перспективы у этого рынка? Радужных не вижу. Если только государство опять не введет лицензирование. Многое зависит и от собственников жилья. Они хотят работать с агентами, но их просят заплатить за услуги. А по сложившейся традиции за услуги платят арендаторы.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »