Сделки с недвижимостью пока еще не стали в нашей стране чем-то обыденным, сравнимым с обыкновенной покупкой, например, автомобиля, мебели и т.д. Как правило, эти сделки, вызывают у людей множество опасений, часто небезосновательных, сопровождаются повышенной нервозностью, как покупателей, так и продавцов. Оно и понятно. С одной стороны, недвижимость слишком дорогой товар и для многих жилье является самой большой ценностью после жизни и здоровья. С другой стороны, на рынке недвижимости крутится много всяких темных личностей, применяющих хитроумные мошеннические схемы, дабы завладеть чужой собственностью. Примеров, к сожалению, немало. К тому же далеко не все агентства недвижимости используют безопасные способы расчетов во время сделки, принятые в цивилизованных странах мира, хотя понятно, что особое напряжение возникает в момент кульминации сделки – во время передачи денег от покупателя продавцу.
Как можно обеспечить безопасность сделки? Как правильно производить расчеты между покупателем и продавцом? Какие услуги банка помогают сделать расчеты во время сделки безопасными?
Эти вопросы мы задали руководителю отдела ипотечного кредитования НБД-Банка Александру Юрьевичу Максакову.
- Александр Юрьевич, известно, что НБД-Банк проводит много сделок по ипотечному кредитованию. Начнем с вопроса о том, как обеспечивается их безопасность?
- НБД-Банк предоставляет комплексное обслуживание клиентов по ипотечному кредитованию. Что это означает? Банк не просто кредитует клиентов, но сопровождает их на всех этапах сделки по ипотеке. За клиентом, который пришел к нам, закрепляется кредитный эксперт, который в то же время является консультантом на всех этапах сделки. Таким образом, мы предоставляем услугу «квартира под ключ».
Банк осуществляет координацию разных структур, участвующих в сделке по ипотечным программам: страховых, оценочных, риэлторских компаний, поэтому заинтересован в том, чтобы все эти организации-партнеры были надежными, и их деятельность не вызывала сомнений. С этой целью банк проводит аккредитацию строительных, риэлторских, страховых компаний, оценщиков в программе ипотечного кредитования. Это значит, что, как минимум, мы проверяем все учредительные документы этих компаний, изучаем историю их работы на рынке ипотечного кредитования, их успехи, выясняем, не были ли они когда-либо замечены в недобросовестном отношении к клиентам. Не секрет, что банки обмениваются информацией и у них есть так называемые «черные списки» фирм, в том числе и риэлторов, доверие к которым было подорвано. Иными словами, наш клиент может быть уверен, что банк не допустит к участию в сделке компаний с «подмоченной» репутацией.
Для банка, так же, как и для клиента, важна прозрачность сделки, ее чистота. Банк заинтересован в возвращении кредита, снижении рисков по кредтованию, поэтому тщательным образом проверяются все документы, связанные как с квартирой, так и с заемщиком. Покупатель квартиры может быть уверен, что на момент сделки банк удостоверился в подлинности всех документов по квартире, проверил полномочия ее собственников, через страховую компанию выяснил, нет ли других претендентов на эту недвижимость. Это очень важный момент, т.к. бывали случаи подделки правоустанавливающих документов. На определенном этапе сделки банк требует документы по заемщику, чтобы определить его платежеспособность и также скрупулезно их изучает. Поэтому никаких «неожиданностей» для покупателя и продавца квартиры возникнуть не может, банк гарантирует, что расчеты за квартиру с использованием кредитных средств пройдут в соответствии с технологиями ипотечного кредитования. Покупатель получит в собственность приобретаемую квартиру, продавец – деньги в полном объеме и в установленный срок.
Как я уже сказал, мы предоставляем услугу «квартира под ключ». Поэтому банк сопровождает регистрацию сделки в государственном органе. Известно, что в связи с изменением порядка и сроков регистрации недвижимости в этом году на рынке недвижимости возникли проблемы. НБД-Банк был одним из инициаторов сокращения сроков регистрации ипотечных сделок в областных органах юстиции. Мы направляли ходатайства в областные органы юстиции и достигли договоренности по сокращению сроков регистрации сделок по ипотечному кредитованию с одного месяца до 7 дней. Это дает возможность нашему клиенту приобрести квартиру в срок от двух недель до месяца. Если приостановка регистрации сделки все же возникла, банк тут же подключается и помогает клиенту решить эту проблему.
Итак, сама технология кредитной сделки гарантирует ее безопасность, которая к тому же обеспечивается еще и целым рядом дополнительных проверок, осуществляемых банком.
По программе АИЖК, которую мы ведем, как уполномоченный банк, сама сделка оформляется в государственном предприятии ГП НО «НИКА» Тем не менее, банк отслеживает и в этой сделке наличие необходимых документов у клиента, проверяет правильность их оформления. По собственным программам НБД-Банка сделка проходит в самом банке. Здесь мы готовим договор купли-продажи, закладную, кредитный договор. Банк гарантирует, что все документы будут юридически грамотны, что они будут зарегистрированы в органах юстиции, т.к. согласованы с ними. Проблем ни у покупателя, ни у продавца квартиры не будет.
- Как обеспечивается безопасность расчетов при ипотечных сделках?
- Расчет по ипотечной сделке производится в банке. Сумма, которую получит продавец после продажи своей квартиры, складывается из средств покупателя-заемщика (по нашим программам это 20% от стоимости квартиры) и кредитных средств (до 80%). Возможно несколько вариантов расчетов.
Часть суммы, являющуюся накоплениями покупателя (20%), заемщик до регистрации сделки передает с оформлением всех необходимых документов продавцу в нашем присутствии, либо в присутствии продавца эта сумма закладывается в депозитарную ячейку банка, либо переводится на расчетный счет продавца. Кредитные средства, которые выдаются до регистрации сделки, переводятся либо на счет продавца квартиры через счет клиента-заемщика, через его поручение, либо закладываются в депозитарную ячейку.
После получения свидетельства о регистрации сделки и перехода права собственности, банк проводит окончательный расчет с продавцом. В день, когда сделка зарегистрирована, в присутствии банковского работника открывается ячейка и продавец получает все оставшиеся деньги, либо получает доступ к своему расчетному счету.
- То есть, исключена ситуация, достаточно часто встречающаяся на рынке недвижимости, когда покупатель отдает продавцу деньги до регистрации сделки, потом выясняется, что в регистрации сделки отказано или сделка приостановлена, иногда по инициативе продавца, и покупатель ломает голову, как вернуть деньги?
- Мошенничество со стороны продавца в подобных сделках полностью исключено. Плюс такой системы расчетов очевиден, как для заемщика-покупателя, так и для продавца, и для банка. Продавец знает, что в его депозитарной ячейке, либо на его счете лежат деньги за квартиру в полном объеме. Мы даем ему выписку, что эти средства имеются. Но получить деньги продавец может только тогда, когда предоставит кредитному эксперту документы о регистрации ипотечной сделки в органах юстиции. Нервозность, которая сопровождает многие сделки, в данном случае полностью снимается. Банк выступает некоей третьей стороной, гарантом, которому доверяют, как продавцы, так и покупатели. Эти схемы неоднократно опробованы, работают успешно, клиенты довольны.
- Какие услуги может предложить ваш банк для риэлторских компаний, заинтересованных в безопасных расчетах при сделках, и стремящихся сохранить не только средства своих клиентов, но и сделать безопасной работу своих сотрудников?
- Такие же варианты безопасных расчетов, о которых я говорил, рассказывая об ипотечных сделках, можно и нужно использовать и при обычных сделках. Мы рекомендуем производить расчеты через счета клиентов до востребования. Клиент, не касаясь наличных денег, может провести покупку или продажу квартиры с использованием своего же счета. Дальше он может либо их снять в любое удобное время или перевести их в любую организацию. Особенно это актуально при совершении сделок в «цепочках».
Используйте депозитарную ячейку, это тоже обеспечивает безопасность сделки.
- Вроде бы все так просто. Технология безопасных расчетов при сделках с недвижимостью известна, велосипеда изобретать не надо… Почему же этими технологиями пренебрегают? Может быть, из желания сэкономить? Какова стоимость услуг банка?
- Хранение денег в депозитарной ячейке банка –400 рублей в месяц, как правило, расходы делятся между покупателем и продавцом, и получается совсем небольшая сумма. При открытии счета в банке комиссия не берется. За расчетно-кассовое обслуживание банк берет по рублевому счету – 0,5 %, по валютному счету комиссии не предусмотрено.
Опубликовано в газете “Полезная площадь. Недвижимость” 25 мая 2005г.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »