Кто такие риэлторы и откуда они взялись? Что за люди работают в этой профессии? Попробуем разобраться.
Риэлтор (маклер, брокер) – специалист по сделкам с недвижимостью. В его задачи входит: общение с клиентами, работа с документами и базами предложений, показ квартир, ведение деловых переговоров по телефону и лично, организация сделок и их оформление. Главная цель деятельности риэлтора - заключение сделки с недвижимостью, с учетом задач, поставленных его клиентом.
Откуда взялись риэлторы?
Риэлторы появились в России в 92-м году после выхода закона о приватизации и других нормативных актов, позволяющих нанимателям квартир получить их в собственность, и как следствие, свободно ими распоряжаться. До того времени существовали лишь так называемые частные маклеры, помогавшие в основном при обменах квартир, находящихся в социальном найме.
Благодаря приватизации, в оборот попало огромное количество квартир, но еще большим оказался спрос на новое жилье. В результате, колоссальный спрос привел к первому стремительному взлету цен, продолжавшемуся вплоть до дефолтного 98-го года.
Большинство сделок поначалу проводилось без посредников, процент криминала был очень велик, иные операции с недвижимостью кончались смертельным исходом... Наслушавшись страшных историй, перепуганные продавцы и покупатели кинулись в агентства, которые стали расти как на дрожжах.
Золотой век риэлторства
Профессия риэлтора – новая для постсоветской России – оказалась весьма востребованной и прибыльной. В нее стали приходить люди из других сфер, переживавших в то время масштабный кризис: инженеры, врачи, учителя, преподаватели вузов. Таким образом, риэлторы «первой волны» значительно отличались от нынешних представителей этой профессии. Это были далекие от коммерции люди с высшим образованием и солидным жизненным опытом.
Учебных заведений, готовящих риэлторов, не было, да и законодательная база для сделок с недвижимостью долгое время почти отсутствовала. Более-менее регламентированной эта деятельность стала лишь после выхода в 1995 году первой части Гражданского кодекса. Так что первые риэлторы учились исключительно на собственном опыте и на опыте коллег, да еще у нотариусов, заверявших сделки.
Работы у первых риэлторов было предостаточно, они без особых усилий могли проворачивать по нескольку сделок в месяц, получая не гигантскую, но вполне приличную по тем временам прибыль. Так что нездоровой конкуренции не наблюдалось, небольшие агентства недвижимости (а крупных тогда просто не было) сосуществовали вполне мирно и даже иногда помогали друг другу. Переманивание клиентов друг у друга не практиковалось, равно как и обман последних – случаи были единичными и осуждались коллегами.
Кризис жанра
Дефолт кардинально изменил ситуацию. Годичный застой на рынке вынудил многих профессионалов уйти из бизнеса. Но когда рынок ожил, потребовались новые кадры и они не заставили себя ждать. Риэлторами «второй волны» стали мелкие бизнесмены, разорившиеся из-за дефолта, а также экономисты и бухгалтеры, потерявшие работу по той же причине. Эти люди пришли в профессию со своими понятиями о чести и достоинстве, о правилах конкуренции, об отношении к клиентам и контрагентам. Принципы работы несколько изменились, но профессионализм риэлторов оставался на хорошем уровне.
Постепенно рынок насыщался, конкуренция среди агентств недвижимости усиливалась. В то же время, грамотных специалистов по-прежнему не хватало. И несколько компаний практически одновременно стали делать одно и то же: брать на работу всех желающих попробовать себя в риэлторском деле.
Рынок заполонили тысячи неопытных агентов, не разбирающихся в юриспруденции, не знающих названий городских улиц, единственной целью которых было - сорвать максимальный куш за минимальные сроки. К человеку, разместившему объявление о покупке-продаже квартиры, звонили десятки голодных агентов с предложением «быстро и качественно» решить проблему.
Профессионалы первой волны не выдерживали конкуренции или не захотели работать на одном поле с людьми, порочащими их профессию. В итоге ушли немногие из «удержавшихся». Агентства недвижимости тем временем перешли на новую стадию развития – демпинг и агрессивная реклама. Но и это не помогало. Конкуренция обострялась. Клиентов перестали устраивать некачественные услуги. Слово «риэлтор» стало почти ругательным…
А что сейчас?
Одной из тенденций последних лет стало формирование «монстров» риэлторского рынка – крупных агентств недвижимости, обладающих разветвленной сетью офисов и раскрученным брендом. Работа в таких компаниях отлажена, и клиент, обращаясь в них, уже хотя бы знает, какого уровня услуг от них можно ожидать.
Но по-прежнему главной гарантией качества риэлторских услуг является репутация конкретного агента. Принцип: 80% прибыли приносят 20% постоянных клиентов — работает в этой сфере безотказно. Риэлторов в крупных городах очень много, но люди предпочитают обращаться к «проверенным кадрам» – тем, кто уже однажды помог им или их знакомым успешно решить жилищный вопрос. А обманутый клиент никогда не станет постоянным, тем более не порекомендует знакомым. И хотя репутация профессии риэлтора в российском обществе пока оставляет желать лучшего, хорошие агенты работают на свою личную репутацию, ожидая, пока она не заработает на них.
В агентство недвижимости требуется риэлтор. Требования: возраст - от 20 лет, образование - не ниже среднего, гражданство-РФ. Опыт работы не имеет значения. Предполагаемый уровень дохода – $1500 – 3000.
Так выглядит стандартное объявление о вакансии риэлтора, одно из многих на сайтах по поиску работы. Складывается впечатления, что риэлтором может стать любой желающий, без опыта и образования, и при этом почти «ни за что» получать вполне приличную даже по московским меркам зарплату.
Надо сказать, это довольно расхожее мнение о риэлторах. В России вообще не любят посредников, а особенно тех, кому приходится платить за самое дорогое – крышу над головой. Отношение к риэлторам в нашем обществе сравнимо разве что с отношением к страховым агентам: ничего не делают, только «стригут деньги» с несчастных людей… Что же на самом деле за работа у риэлтора? Прежде всего, это торговля, со всеми вытекающими последствиями. Риэлтор должен убедить человека довериться ему, остановить выбор на нем (или на объекте, который он продает) и - в конечно итоге - заплатить деньги. Постоянное общение с людьми, далеко не всегда приятными – основная составляющая его работы.
При этом надо понимать, что люди обращаются к риэлтору зачастую не от хорошей жизни. Так, продажа квартиры часто связана с каким-то несчастьем в жизни человека: развод, банкротство, большие долги. Тут нужна особая деликатность и железные нервы: иногда тебя воспринимают как врага. Да и покупатель, отдающий последние сбережения, или арендатор, лишившийся крова и вынужденный срочно искать жилье, часто настроены против агента, «покушающегося» на их кровные. В конце концов, любить профессию, не слишком уважаемую большей частью общества, – уже на это требуется мужество.
Профессия риэлтора предусматривает ненормированный рабочий день. Большинство просмотров проходит по вечерам, так как днем все работают, часто риэлтору приходится задерживаться совсем допоздна. Нередки случаи, когда клиент назначает просмотр и не приезжает, а агент теряет свое личное время.
Нет и строго определенного оклада. Максимальный оклад, который выплачивают своим агентам некоторые компании, - около $50 в месяц. Что-то вроде пособия на черный день. Все остальное – процент от сделки. При этом сотрудник агентства получает лишь 40-60% от суммы, заплаченной клиентом. Иногда фирма оплачивает работнику телефон, проезд и рекламные объявления. Риэлтор-одиночка получает всю комиссию целиком, но и все расходы несет полностью.
Соответственно, доходы риэлтора нестабильны и поступают по принципу: «то густо, то пусто». На рынке массового жилья один агент по продаже недвижимости совершает в среднем по 3-4 сделки в месяц, зарабатывая 4-6% от стоимости жилья (за вычетом доли агентства). В дорогом сегменте большие суммы сделок и комиссионные в 10-20 раз выше, но очень жесткая конкуренция. К тому же сделки происходят нечасто: 3-4 в год - вполне нормальный результат.
При этом надо учитывать, что рынок недвижимости является плохо непредсказуемым, так как зависит от множества неуловимых, часто нематериальных факторов. Так что 3-4 сделки в месяц – это норма для оживленного 2006 года. В периоды ажиотажного спроса сделок еще больше и доходы хорошего риэлтора очень высоки. Зато сейчас, когда рынок встал и квартиры не продаются по нескольку месяцев, агенты с трудом проводят 1-2 сделку в месяц.
Что касается половозрастного состава представителей этой профессии, то ситуация сложилась следующая. В секторе массового жилья подавляющее большинство работников – женщины. Это связано с тем, что риэлтору по жилью приходится очень много общаться, выслушивать о чужих проблемах, подбадривать людей, чуть ли не опекать их – в этом женщины гораздо искусней. Мужчины преуспевают в более рациональных сферах: коммерческая недвижимость, загородное и элитное жилье. Здесь важны более «мужские» качества: организованность, уверенность в себе и безупречное знание технических характеристик объекта.
Средний возраст риэлтора – 30-40 лет. Молодежь до 25 в этом бизнесе преуспевает хуже: не хватает житейского опыта и мудрости, элементарных знаний психологии. Сложно приходится и людям старше 45: в этом возрасте физическая и психологическая мобильность снижается, падает и способность к обучению и запоминанию – необходимые качества для риэлтора. У большинства нынешних риэлторов опыт работы не больше года, и это одна из главных причин, почему многие клиент недовольны качеством услуг. Агентов по недвижимости на рынке вроде полным полно, но хорошего специалиста днем с огнем не сыскать.
Многие агентства спокойно берут сотрудников без опыта и после 2-3 недель обучения выпускают в свободное плавание. Некоторые и вовсе в первый же день сажают новоиспеченного риэлтора на телефон, предполагая, что толковый человек как-нибудь да справится, а непригодные отсеются сами собой. Есть, впрочем, агентства, которые дорожат своим имиджем, поэтому берут только опытных сотрудников, которые уже добились определенных успехов и доказали, что их выбор профессии является осознанным.
Риэлтор должен отлично знать город, в котором работает, разбираться в юридических тонкостях сделок, иметь определенный уровень образования, выглядеть презентабельно и внушать доверие. Кроме того, в Москве довольно много компаний, специализирующихся на работе с иностранными клиентами, и обязательным условием работы в них является знание английского языка.
Специфику работы риэлтора также определяет сегмент рынка, на котором он специализируется. Самым простым для работы является рынок аренды. Соответственно, в нем подвизается больше всего неопытных и неквалифицированных агентов. Главный недостаток этого сегмента – жесточайшая конкуренция. Собственник, разместивший объявление, тут же получает десятки звонков от агентов и потенциальных квартиросъемщиков. Иногда квартира сдается в течение часа, так что тем, кто не готов в любую минуту вскочить и бежать на просмотр, на этом рынке не выжить. В сегменте купли-продажи массового жилья и продавцов, и покупателей интересует в первую очередь цена, и основная задача агента - лавировать между желаниями участников купить подешевле и продать подороже, убеждая каждую из сторон пойти на уступки.
В целом, работа довольно нервная и тяжелая физически и морально. Из-за этого у риэлторов очень часто происходит «профессиональное выгорание» - то есть человек успешно работает 1-2 года, а потом вдруг результаты резко идут вниз. Обычно после этого риэлтор меняет сферу деятельности. Отчасти именно этим объясняется дефицит опытных кадров на этом рынке.
Так что решайте сами, так ли уж безоблачна доля риэлтора и стоит ли бежать откликаться на радужные объявления о вакансиях в агентствах недвижимости.
Удачи!