В известной пословице про сапожника и пирожника заложен великий смысл - каждый должен заниматься своим делом. Большая часть населения России это уже осознала и теперь прилежно учится посещать "своего" стоматолога, стричься у "своего" парикмахера и доверять "своему" юристу.
Следующий шаг - поиск "своего" риэлтора.
Трое из ларца - одинаковы с лица?
Человеку далекому от реалий рынка недвижимости и тонкостей лингвистики непросто отличить риэлтора от маклера, а маклера от брокера. Не говоря уже о том, что написание слова "риэлтор" давно пора включать в тесты на уровень интеллекта. Поэтому для начала разберемся в понятиях.
Английским словом "брокер" называют лицо или фирму, которые специализируются на посреднических операциях и получают за это вознаграждение в виде определенного процента с суммы сделки. Применительно к рынку недвижимости понятие "брокерских услуг" всесторонне определено национальным стандартом, который был разработан Российской Гильдией Риэлторов. Согласно этому стандарту брокером может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, который осуществляет деятельность, связанную с изменением, установлением или прекращением прав клиента на объекты недвижимости. Особо оговорено, что осуществлять эту деятельность брокер должен не только за счет, но и в интересах своего клиента.
Понятие "маклер" пришло в Россию из Голландии еще в период реформ Петра I. В 1717 г. в составе Коммерц-коллегии была даже учреждена должность гофмаклера - высшего государственного чиновника, ведавшего покупкой и продажей казенных товаров.
В XIX в. портрет маклера-комиссионера в нескольких словах можно было описать приблизительно так: российский гражданин старше 30 лет, купеческого или мещанского происхождения. Бывшие торговцы, обанкротившиеся не по своей вине, по закону имели преимущества перед прочими желающими овладеть ремеслом маклера. Профессия эта пользовалась большой популярностью - за посреднические услуги специалист такого профиля получал вознаграждение - куртаж, который составлял, как правило, 1-2% от суммы проведенной сделки.
С 1907 по 1914 г. в России выходила специальная газета "Сборник спроса и предложения", печатавшая сведения о недвижимости в столице и провинциях. Зачастую частные объявления в газетах заканчивались словами: "Комиссионеров просят не приходить". Объяснялось это тем, что комиссионеры по торговле недвижимостью зачастую воспринимались обывателями как спекулянты, наживающиеся на чужом добре.
В современной России маклерами принято называть частных лиц, оказывающих посреднические услуги в сделках с недвижимостью. К сожалению, негативное отношение к слову "маклер" сохранилось до сих пор.
Термин "риэлтор" - американского происхождения. Его зарегистрировала Национальная Ассоциация Риэлторов США, после чего начала заключать договора на право использования данного понятия зарубежными партнерами.
После долгой путаницы в буквах и определениях, связанных со словом "риэлтор" в русском языке, Российская Гильдия Риэлторов тоже встала под знамена единой терминологии мирового рынка недвижимости. Отныне, как и в Америке, называть себя "риэлторами" могут только те специалисты, которые были приняты в вышеупомянутые организации. Все остальные посредники на рынке недвижимости должны именовать себя по-другому.
На IX Национальном Конгрессе по недвижимости, проходившем в Москве в июне 2006 г., новый президент Российской Гильдии Риэлторов Александр Романенко обратился к журналистам с просьбой аккуратнее оперировать термином "риэлтор" и в статьях, посвященных недобросовестным участникам этого рынка, использовать слова "посредник" или "маклер".
В списках не значатся
Парадоксально, но в государственном реестре профессий понятие "риэлтор" отсутствует. И хотя формально стать риэлтором сегодня можно, закончив курсы, лучше всего суть этой профессии определяет старая добрая пословица: "Век живи - век учись".
В Америке, в отличие от нашей страны, профессия риэлтор существует уже более ста лет. К людям, занимающимся этим нелегким ремеслом, относятся с не меньшим уважением, чем к врачам или адвокатам. Чтобы стать риэлтором, необходимо много учиться и сдавать сложные экзамены. Некоторые, избрав для себя эту профессию в молодости, занимаются ею всю жизнь. Существуют и целые риэлторские династии.
В России, после долгого перерыва на революцию и строительство социализма, второе дыхание риэлторская деятельность получила в начале 1990-х гг., когда наш рынок недвижимости начал постепенно оттаивать под лучами первых реформ.
С появлением возможности свободно оперировать с недвижимостью к этому ремеслу потянулись люди самых различных профессий: инженеры, врачи, учителя, сотрудники НИИ... Кто-то из них обладал знаниями, кто-то интуицией. Учились исключительно на личном опыте и на опыте коллег. Некоторые работали честно и чисто, превращаясь в специалистов высочайшей квалификации, но немало было и тех, кто преследовал одну только цель - заработать денег, и неважно каким путем.
Период анархии страна пережила, но "послевкусие" осталось: словосочетанием "черный маклер" в российских городах до сих пор можно пугать детей, а в средствах массовой информации нет-нет, да и промелькнет очередная история о жертвах этих таинственных дельцов.
Маклеры "серые", в отличие от своих "черных" коллег, работали, да и работают до сих пор, менее заметно для глаз общественности. Самым большим грехом, в котором их может упрекнуть государство, является неуплата налогов. Клиенты могут пожаловаться на "вытягивание денег", но пока услуга частного посредничества востребована, она будет существовать. Какие бы аргументы "за" и "против" обе стороны ни приводили.
Что касается справедливости по отношению к риэлторам, то она уже частично восторжествовала. Благодаря Московской Ассоциации-Гильдии Риэлторов, решившей, что коллеги сделали достаточно для формирования цивилизованного рынка недвижимости и достойны того, чтобы отмечать свои достижения, российские риэлторы обрели свой профессиональный праздник, который отмечается 16 декабря. Задуманный в 1996 г. как праздник для руководителей агентств недвижимости, День Риэлтора очень быстро стал популярен среди всех участников "недвижимого" бизнеса независимо от наличия сертификата.
Хорошей вам услуги!
Риэлторская работа - занятие достаточно нервное и тяжелое. Список областей, в которых должен разбираться настоящий профессионал своего дела, состоит минимум из 20 пунктов - начинается с макро- и микро-экономики и юридических основ проведения операций с недвижимостью и заканчивается где-то в районе основ строительного дела и психологии. Тем не менее результат сделки во многом будет зависеть не только от работоспособности, знаний или личностных качеств риэлтора, но и от стечения обстоятельств.
Если обобщить прочие требования, предъявляемые к специалисту данного профиля, то они будут звучать приблизительно так: "Настоящий российский риэлтор пишется через "э" и "о", работает по лицензии, выданной на основании Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ" и назубок знает "Профессиональные стандарты практики" и "Кодекс этики". Если риэлтор нарушил Кодекс и об этом стало известно, к нему будут применены серьезные санкции, вплоть до исключения из рядов.
Но не торопитесь после прочтения этих строк с легким сердцем обращаться в первое попавшееся агентство - жизнь, как всегда, далека от идеала. Как сообщила в ноябре деловая газета "Взгляд", из двух тысяч агентств недвижимости на московском рынке "Кодекс риэлтора" соблюдают лишь те компании, которые являются членами Московской Ассоциации-Гильдии Риэлторов и Российской Гильдии Риэлторов, а их всего порядка 250. Что же остальные, спросите вы? А остальные могут играть по другим правилам. Хотя не факт, что их правила будут хуже.
Человеческий фактор
После отмены государственного лицензирования риэлторской деятельности в 2002 г., свободный доступ на рынок недвижимости получили все желающие. Неудивительно, что количество агентств недвижимости в стране за короткий срок увеличилось в несколько раз.
Системой добровольной сертификации, созданной в замену государственной, поспешили воспользоваться далеко не все: к слову "добровольность" в нашей стране отношение всегда было особое. С одной стороны, это плохо, с другой - хорошо. Ведь наличие "добровольного" свидетельства в какой-то мере означает, что для фирмы важна уже не просто работа на рынке, но еще и репутация в глазах общественности.
Подводные камушки добровольной системы сертификации - несовершенство существующих стандартов. Учитывая стихийность, с которой развивалась эта деятельность в России, все технологии, существующие сегодня на рынке, нарабатывались опытным путем и почти в каждой фирме они свои. Профессионалы сетуют на то, что универсальные параметры, под которые пытаются подогнать риэлторскую деятельность, мало учитывают пресловутый "человеческий фактор". К тому же рынок риэлторских услуг в России продолжает оставаться "серым", конкуренция вялой, а самые интересные объекты в том же самом секторе элитной недвижимости "делят" между собой несколько фирм-"тяжеловесов". Клиенты идут туда, потому что больше купить негде. Согласитесь, в этом разрезе, наличие или отсутствие сертификата далеко не всегда является стопроцентным показателем качества работы системы.
Тем не менее со списком аттестованных специалистов рынка недвижимости и сертифицированных фирм можно ознакомиться на сайте Российской Гильдии Риэлторов. Также в сети можно обнаружить черные списки "посредников", которые, к сожалению, постоянно пополняются.
Еще один критерий для выбора риэлторского агентства - стаж работы на рынке. Для солидных фирм репутация, которую они зарабатывали годами, - дороже всего. Поэтому даже в случае возникновения проблем они постараются сделать все возможное, чтобы клиент остался доволен.
За 15 лет на российском рынке недвижимости много чего изменилось в лучшую сторону - и риэлторы стали профессиональнее, и здравый смысл среди "посредников" постепенно начал побеждать сиюминутный расчет. По идее, эти изменения должны сделать более результативным процесс поиска "своего" риэлтора - квалифицированного и надежного. Хорошо бы! Ведь это так же важно, как отыскать среди тысяч специалистов "своего" врача или адвоката. Цена ошибки слишком велика.