Потенциальные покупатели жилья все чаще заглядывают в интернет в поисках подходящего варианта. Риэлторы быстро отреагировали на эту тенденцию - только за последний год количество сайтов, посвященных недвижимости, увеличилось почти на 40%. Хотя получить из них полную и достоверную информацию об объекте недвижимости практически невозможно.
Всемирная паутина идеально подходит для продвижения любого товара, в том числе недвижимости. "По нашим данным, интернет сегодня дает около 70% клиентов, - рассказывает Александр Исаев, генеральный директор агентства элитной недвижимости Eaton way. - Это одна из самых привлекательных рекламных площадок благодаря оптимальному соотношению цены и возможностей".
Несмотря на эффективность интернет-рекламы, большинство компаний тратят на нее не более 10% своего рекламного бюджета. Например, доля интернет-рекламы компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" в 2005 году составила 8%, хотя, по словам руководителя интернет-отдела компании Виктора Щеблецова, количество клиентов, обратившихся в "МИЭЛЬ-Недвижимость" благодаря такой рекламе, составляет от 10 до 48%, а по некоторым видам недвижимости и до 100%. Столь же экономно расходуют в интернете средства, отпущенные на рекламу, и другие операторы рынка недвижимости.
"На рекламу в интернете наша компания тратит 10% общего рекламного бюджета, - говорит управляющий директор компании Blackwood Марина Маркарова. - На первый взгляд это не так много, но с другой стороны - около 30% звонков от клиентов поступает именно из интернета, и 12% таких звонков перетекают в реальные сделки". Почему же при такой высокой эффективности риэлторы тратят на интернет-рекламу так мало?
"Проблема интернета - ограниченность целевой аудитории, однако число пользователей год от года растет в геометрической прогрессии, так что эта проблема с каждым годом нивелируется все больше", - полагает заместитель генерального директора компании "Новая площадь" Евгений Фетисов. Другие участники рынка считают, что только на интернет уповать нельзя. Ведь параллельно клиент мог слышать рекламный ролик на радио, видеть рекламный щит на шоссе, модуль в газете - везде упоминается адрес сайта. Что именно в итоге "сработало", сказать невозможно.
- Сегодня покупатели очень серьезно подходят к выбору недвижимости, - говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "Мосстройреконструкция" Вера Сотникова. - И надо понимать, что большую роль здесь играет не столько реклама, сколько совокупность информации, взятой из различных источников. Интернет, безусловно, дает возможность клиентам сэкономить время на подборе информации о компании, об объекте. Но доступный в интернете объем информации об объекте недвижимости редко превышает тот, что представлен в бумажных СМИ.
Еще меньше компаний, которые в сетевые ресурсах о недвижимости в полном объеме используют все возможности интернет-технологий. "Сайты по недвижимости, как правило, не интерактивны, - поясняет директор по маркетингу компании Paul's Yard Филипп Третьяков. В лучшем случае интернет-порталы снабжены развернутыми фотоматериалами, демонстрирующими квартиры со всех сторон.
"Помимо стандартного описания квартиры информацию обо всех своих объектах - от элитных в центре Москвы до недорогих в Подмосковье - мы сопровождаем виртуальным фото-туром, фотографиями вида из окна, подъезда, прилегающей к дому территории и картой местности, - рассказывает Виктория Паршкова, PR-менеджер бюро недвижимости "Агент 002". - Впрочем, для интернета этого мало. Например, для повышения интереса к еще строящимся объектам сайты можно было бы снабдить web-камерами, демонстрирующими процесс возведения домов в реальном времени".
Однако риэлторы не спешат раскрывать полную информацию о своих объектах. "На нашем сайте посетитель может найти о каждой квартире все необходимые сведения, набор которых стандартен и обязателен: цена, метраж, количество комнат, планировка, месторасположение, коммуникации, инженерное оснащение, - рассказывает Марина Маркарова. - Но только при личном общении он может получить информацию о владельце квартиры или о застройщике, а также о степени заселенности дома, контингенте жильцов и других нюансах, так как информация подобного рода конфиденциальна и обсуждается только в случае необходимости".
Требованиями конфиденциальности риэлторы объясняют и то, что на сайтах о недвижимости книги отзывов и интернет-форумы - большая редкость. Большинство операторов рынка недвижимости сходятся на том, что этот инструмент неэффективен ни для продвижения сайта, ни для создания позитивной репутации объекта недвижимости. Особенно "скрытничают" компании, продающие элитную недвижимость.
- Отзывов клиентов мы не размещаем, - рассказывает Александр Исаев. - Этот прием более актуален для компаний, реализующих объекты эконом- и бизнес-класса. В нашем сегменте более распространены рекомендации. Большая часть клиентов приходит к нам по совету знакомых, друзей, родственников.
Тех, кого обратная связь с клиентом в сети не пугает, пока немного.
- Наша компания активно участвует в общих форумах, где иногда встречаются нелицеприятные отзывы о риэлторах, в том числе и специалистах "МИЭЛЬ-Недвижимость", - говорит Виктор Щеблецов. - К таким форумам относятся форум КДО, TSJ, NERS и другие. Большинство претензий с этих форумов поступает в наш "Комитет по разногласиям" или в "Книгу отзывов", которые помещены на самых видных местах корпоративного сайта, и, как правило, все разрешается обоюдным согласием сторон. Отзывы либо вопросы также можно оставить на нашем сайте.
Впрочем, появление всего спектра интернет-возможностей на сайтах о недвижимости - лишь вопрос времени. Чем больше подобных ресурсов становится в рунете, чем выше степень конкуренции между ними, тем больше необходимость привлекать клиентов на свою сторону. А предоставление полной и объективной информации об объекте недвижимости - самый простой шаг в этом направлении.
Представление начинается
Продвигая любой товар через Всемирную паутину (и недвижимость тут не исключение), очень важно занять топовые позиции в поисковых системах. Правда, отвоевать лучшее место под сетевым солнцем крайне трудно. Например, в ответ на запрос "элитные квартиры" Rambler выдает более 2.7 млн. документов, чуть более сдержанные "Яндекс" и Yahoo! - около 1.7 млн. страниц, и даже крайне придирчивый к контексту информации Google находит целых 588 тыс. ссылок. Причем высокорейтинговые первые две страницы всех известных поисковиков занимают одни и те же самые популярные сайты.
Сдавать занятые позиции ведущие порталы о недвижимости совершенно не собираются, однако некоторые из них в 2005 году решили поделиться информационным пространством с другими, предложив дружественным по тематике компаниям помимо стандартных вариантов (размещения баннеров и обмена ссылками) организовать и систему web-представительств. По такому пути пошел, например, домен stroi.ru. Его задача - указать ключевую информацию о представленных в интернете компаниях, входящих в столичный cтройкомплекс. А цель web-представительств на сайте irn.ru - предоставление полной и достоверной информации по актуальным вопросам рынка недвижимости.