Недвижимость: Покупка / Продажа / Аренда / Сдать / Снять / Консультации / АН ИНФО
Сохранить информацию себе или отправить Ваше объявление в соц.сети можно просто нажав кнопки:
Порядок и сроки уплаты земельного налога: Коротко о налогах владельцам земельных участков
Земельный налог
Порядок и сроки уплаты земельного налога регулируются главой 31
«Земельный налог» Налогового кодекса Российской
Федерации. Нормативными актами представительных органов муниципальных
образований.
Кто уплачивает земельный налог?
Земельный налог уплачивают граждане, обладающие земельными
участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Каким категориям граждан предоставлены льготы по земельному
налогу, и в каком размере?
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено уменьшение
налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000
рублей в отношении земельного участка, находящегося в собственности,
постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом
владении:
Героям Советского Союза и Российской Федерации;
инвалидам, имеющие 3 степень ограничения способности к трудовой
деятельности, а также лицам, которые имеют 1 и 2 группу инвалидности,
установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени
ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалидам детства;
участникам Великой Отечественной войны,
гражданам, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,
производственном объединении «Маяк»;
гражданам, принимавшим в составе подразделений особого риска
непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного
оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и
военных объектах;
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим
инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с
любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую
технику.
Каким образом, указанная категория граждан, может
воспользоваться уменьшением налоговой базы по земельному налогу на
необлагаемую налогом сумму?
Уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму
производится на основании документов, подтверждающих право на
уменьшение налоговой базы, представляемых указанной категорией
граждан в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на
уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными актами
представительных органов муниципальных образований.
Каким образом исчисляется сумма земельного налога?
Всем гражданам, обладающим земельными участками на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения, направляются налоговые
уведомления на уплату земельного налога, с указанием суммы налога к
уплате, а также подробным ее расчетом.
Налоговые инспекторы определяют сумму земельного налога на
основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение
государственного земельного кадастра; органов, осуществляющих
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органов
муниципальных образований.
Сумму земельного налога граждане, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения, могут рассчитать
самостоятельно, для этого кадастровая стоимость земельного участка
умножается на налоговую ставку. Ставки налога определяются
представительными органами местного самоуправления в пределах
утвержденных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае нахождения земельного участка в общей собственности с
выделением доли каждого собственника расчет суммы земельного
налога производится для каждого собственника земельного участка
пропорционально его доле в общей долевой собственности, а если
доли не определены?
Действительно, расчет суммы земельного налога производится для
каждого собственника земельного участка соразмерно его доле, но если
доли земельного участка, находящегося в общей совместной
собственности нескольких собственников не определены, то сумма налога
исчисляется для каждого из собственников в равных долях.
Каким образом производится расчет суммы земельного налога при
приобретении недвижимости с переходом права собственности на ту часть
земельного участка, на котором она расположена и необходима для
ее использования?
При приобретении здания, сооружения или другой недвижимости с
переходом права собственности на ту часть земельного участка, которая
занята недвижимостью и необходима для ее использования, сумма
земельного налога определяется пропорционально его доле в праве
собственности на данный земельный участок.
А если приобретателями недвижимости с переходом права
собственности на ту часть земельного участка, на котором она
расположена и необходима для ее использования, выступают несколько
лиц?
В этом случае расчет суммы земельного налога в отношении части
земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее
использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле
в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Кто уплачивает земельный налог, если в течение календарного
года произошла смена собственника земельного участка?
В ситуациях продажи или покупки земельного участка для исчисления
земельного налога большую роль играет, в какой половине месяца
был приобретен или реализован земельный участок.
В случае продажи земельного участка до 15 числа месяца, гражданин,
утративший право на земельный участок, должен уплатить земельный
налог за период с 1 января до 1 числа месяца прекращения права. При
этом новый собственник земельного участка, у которого возникло право
до 15 числа месяца, должен уплатить земельный налог, начиная с 1
числа месяца возникновения права на земельный участок.
В том случае, если право на земельный участок прекращено после 15
числа месяца, то гражданин, утративший право на земельный участок
должен уплатить земельный налог с 1 января до 1 числа месяца,
следующего за месяцем прекращения права. При этом новый собственник
земельного участка, у которого возникло право после 15 числа месяца,
должен уплатить налог с 1 числа месяца, следующего за месяцем
возникновения права на земельный участок.
Куда и в какой срок необходимо уплатить земельный налог
гражданам, обладающим земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения?
Земельный налог является местным налогом и уплачивается в бюджет
по месту нахождения земельных участков на основании налогового
уведомления, направленного налоговым органом по месту нахождения
земельного участка.
Сроки уплаты земельного налога, авансовых платежей по налогу
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований.
Нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований Череповецкого, Шекснинского,
Кадуйского муниципальных районов установлены следующие сроки уплаты:
сумма авансового платежа по земельному налогу в размере ? доли
налоговой ставки, уплачивается не позднее 15 сентября
календарного года.
сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам
налогового периода, определяемая как разница между исчисленной суммой
налога, и суммой подлежащей уплате в течение налогового периода
авансового платежа по налогу, не позднее 1 марта года, следующего за
отчетным периодом.
В случае неполучения к установленному сроку налогового
уведомления, гражданам необходимо незамедлительно обратиться в
налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
- Информируют специалисты УФНС России по Воронежской области
Вопросы исчисления земельного налога
Содержание
1. Основания для возникновения и
прекращения обязанности по уплате земельного налога
2. Об обязанности налогоплательщика
указывать в налоговой декларации по земельному налогу кадастровый
номер земельного участка
3. О порядке исчисления земельного налога
в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение
налогового периода
4. Порядок применения коэффициент
правообладания земельным участком
5. Исчисление земельного налога
организациями - застройщиками
6. Основания и порядок расчета земельного
налога лицами, имеющими право собственности на нежилые помещения в
жилом доме
7. Определение ставок земельного налога
8. Исчисление земельного налога в
отношении земельного участка, на котором наряду с объектами жилищного
фонда расположены отдельностоящие объекты, не относящиеся к жилищному
фонду
9. Исчисление земельного налога в случае
отказа лица от принадлежащего ему земельного участка
10. Исчисление земельного налога
гаражно-строительными кооперативами
11. Исчисление земельного налога
садоводческими товариществами
12. Следует ли представлять декларацию по
земельному налогу в случае отсутствия объекта налогообложения
В соответствии с 31
главой Налогового кодекса Российской Федерации с 2006 года
налогообложение земельных участков Воронежской области
осуществляется не в зависимости от площади, а с учетом их
действительной ценности - кадастровой стоимости. Переход на новую
систему налогобложения породил большое количество вопросов со стороны
землепользователей юридических лиц, а также физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность. Рассмотрим и
прокомментируем наиболее существенные моменты порядка исчисления
земельного налога.
1. Основания для возникновения и прекращения обязанности по
уплате земельного налога.
Статьей 65 Земельного
кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный
налог и арендная плата. Организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения, в том числе на основании соответствующих актов, изданных
органами государственной власти или органами местного самоуправления,
о предоставлении земельных участков, являются налогоплательщиками
земельного налога (статья 388 Налогового кодекса РФ и статья 8
Федерального закона от 29.11.2004 №141-ФЗ).
Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и
подлежат государственной регистрации (п. 1 статьи 25 Земельного
кодекса РФ, п. 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ), которая
осуществляется с 31.01.1998 в соответствии с Федеральным законом
21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним». Датой
государственной регистрации прав является день внесения
соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав
(далее ЕГРП). Права на
недвижимое имущество, возникшие до 31.01.1998 года, при отсутствии их
государственной регистрации имеют равную юридическую силу с записями
в ЕГРП. При продаже или передаче земельных участков нужно
рассмотреть три возможных варианта:
1. Если продавец земельного участка является его собственником, то он
остается налогоплательщиком земельного налога до момента
государственной регистрации прекращения права собственности на
участок. Регистрация прав собственности и регистрация прекращения
этих прав производятся одновременно. Если по приобретенному
земельному участку документы, необходимые для регистрации прав,
оформляются или переданы на регистрацию, обязанность по уплате
земельного налога у лица, приобретшего этот земельный участок,
возникает с момента госрегистрации права на землю. В том случае, если
покупатель земельного участка по каким-либо причинам уклоняется от
госрегистрации перехода права собственности на землю, решение о такой
регистрации по требованию продавца может быть вынесено в судебном
порядке на основании п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса.
2. Организация, у которой земельный участок находился на праве
постоянного (бессрочного) пользования, остается плательщиком
земельного налога до момента регистрации прекращения указанных
прав или, если право постоянного (бессрочного) пользования не
регистрировалось, до момента вступления в силу актов, подтверждающих
прекращение права постоянного (бессрочного) пользования.
3. Если организация не предпринимает каких-либо действий по
оформлению прав на предоставленный ему земельный участок, то такие
факты выявляются налоговыми органами в ходе проводимой контрольной
работы, с последующим рассмотрением вопроса вины лиц (ст. 110
Налогового кодекса РФ), уклоняющихся от регистрации прав на землю,
а также привлечению их к налоговой ответственности, предусмотренной
статьей 120 (или 122) Налогового кодекса РФ. При этом
налоговыми органами учитываются нормы Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, а также условия
договоров (в том числе в отношении сроков государственной регистрации
объектов и ответственности сторон).
Основания для возникновения и прекращения обязанности по уплате
земельного налога при переходе права собственности на здания,
строения, сооружения (далее, для удобства, просто сооружения) нужно
рассматривать отдельным вопросом, учитывая что органами ФРС,
фактически, производится регистрация перехода прав на сооружения без
учета земельной составляющей.
Земельные участки, находящиеся под сооружениями подлежат обложению
земельным налогом в том же порядке, что и не занятые постройками
земельные участки. Для целей налогообложения первичным элементом
по-прежнему является юридический факт возникновения прав на землю, с
той лишь разницей, что земельный участок теперь находится под
приобретаемым сооружением.
Судьбу земельного участка и находящемся на нем сооружения при
переходе права собственности связывают следующие нормы
законодательства: во-первых, согласно статьи 35 Земельного
кодекса РФ при переходе права собственности на сооружение,
находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно
приобретает право на использование соответствующей части земельного
участка, занятой этим сооружением и необходимой для его
использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их
собственник; во-вторых, необходимо учитывать положения статьи 552
Гражданского кодекса РФ, согласно которым по договору продажи
сооружения покупателю одновременно с передачей права собственности на
такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка,
которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном
участке не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель
приобретает право пользования соответствующей частью земельного
участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Однако подавляющее большинство земельных участков из состава
земель поселений Воронежской области находятся у юридических лиц
именно в постоянном (бессрочном) пользовании, а с 30.10.2001 (момента
введения в действие Земельного кодекса РФ) на таких условиях
земельные участки предоставляются только государственным и
муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также
органам государственной власти и органам местного самоуправления (п.
1 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Иные юридические лица, которые
приобрели сооружения на земельных участках, находящиеся у продавца на
праве постоянного (бессрочного) пользования, могут оформить свое
право на земельный участок только путем заключения договора аренды
или приобретения его в собственность. Более того, ненормативные акты
полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве
постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным
в п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, которые изданы после введения
в действие Земельного кодекса РФ, признаются недействительными в силу
ст. 13 ГК РФ либо не подлежат применению в соответствии со статьи 12
ГК РФ как противоречащие закону. Указанная позиция подтверждается
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 24.03.2005 N 11.
Федеральный закон от 27.12.2005 №192-ФЗ "О внесении изменения в
статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации" продлил сроки переоформления права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
аренды земельных участков, а также сроки приобретения в собственность
с 1 января 2006 г. до 1 января 2008 г.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001
№137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" (п. 2 статьи 3) землепользователи обязаны были
переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными
участками на право аренды или приобрести земельные участки в
собственность по своему желанию до 1 января 2006 года (теперь до
01.01.2008). Переоформление осуществляется в соответствии с порядком,
закрепленным ст. 36 Земельного кодекса РФ.
К лицам, которые не выполнят обязанность переоформления земельных
участков до 1 января 2008 года, может быть применена
административно-правовая ответственность. Статья 7.1 КоАП РФ
предусматривает ответственность за использование земельных участков
без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих
документов на землю. Поскольку договор аренды, договор купли-продажи
земельного участка из состава государственной или муниципальной
собственности (при условии государственной регистрации договора
аренды, права собственности на участок) являются
правоустанавливающими документами, использование земельных участков
на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 января 2008 г.
образует состав административного правонарушения, дела о которых
рассматривают органы, осуществляющие контроль за использованием и
охраной земель (государственный земельный контроль). В соответствии с
положениями Земельного кодекса РФ (ст. 9) земельный контроль отнесен
к полномочиям Российской Федерации, а специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственный земельный контроль, в настоящее время является
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Таким образом, с 1 января 2008 года с отменой бессрочного пользования
земельными участками вопрос определения плательщиков земельного
налога в отношении организаций, занимающихся коммерческой
деятельностью, существенно упростится. Сегодня же подавляющая часть
землепользователей по-прежнему не занимается переоформлением права
постоянного (бессрочного) пользования. Одни организации пребывают в
недоумении от множества бюрократических проблем, с которыми они
столкнулись при переоформлении прав на землю, у других нет денежных
средств в необходимом объеме, третьи же просто не видят в этом
необходимости. В любом
случае, до момента государственной регистрации прекращения права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками или, если
право постоянного (бессрочного) пользования не
регистрировалось, до момента вступления в силу актов, подтверждающих
прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, организация
– продавец строения, у которой земельный участок находился на
праве постоянного (бессрочного) пользования, остается плательщиком
земельного налога.
Покупатель, приобретший право собственности на сооружение, которое
находилось на земельном участке предоставленном продавцу на праве
постоянного (бессрочного) пользования, и не оформивший свое право на
земельный участок путем заключения договора аренды, становится
плательщиком земельного налога с момента вступления в силу
актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного)
пользования продавца сооружения в отношении всего земельного участка
или части земельного участка, относящегося к этому сооружению. При
этом, если покупателем сооружения не будет представлено
доказательств, что для использования объекта недвижимости необходима
иная, меньшая площадь земельного участка, налог, в силу статьи 35
Земельного кодекса РФ и статьи 552 Гражданского кодекса РФ, должен
исчисляться с площади, указанной в акте о прекращении права
постоянного (бессрочного) пользования.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком на право его аренды в соответствии с п. 2 статьи 3
Федерального закона №137-ФЗ организация не признается плательщиком
земельного налога с момента государственной регистрации договора
аренды, а именно с даты внесения соответствующей записи в
ЕГРП. Покупатель
сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу
на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности
на такую недвижимость приобретает право пользования земельным
участком, занятым этим сооружением и необходимым для его
использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в
установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и
собственником земельного участка. Таким образом, поскольку
организация фактически пользуется земельным участком на праве аренды,
она не признается плательщиком земельного налога.
При продаже отдельных помещений в сооружении, когда отчуждение доли
земельных участков пропорционально доле площади этих помещений в
сооружениях не происходит, налогоплательщиком земельного налога
продолжает оставаться юридическое лицо, которому согласно ранее
выданным правоудостоверяющим документам, в том числе по решениям
органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков,
была произведена передача всего земельного участка (в данном случае
занятого сооружением) в собственность или пользование.
В то же время, если покупатели недвижимости (помещений в сооружении)
оформили право собственности на занятые этой недвижимостью части
земельных участков, то они должны уплачивать земельный налог согласно
п. 3 статьи 392 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой
налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята
недвижимостью и необходима для ее использования, определяется
пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную
недвижимость. Часто
встречается ситуация, когда государственному или муниципальному
учреждению по договору безвозмездного пользования предоставляются
помещения, закрепленные на праве оперативного управления за другим
государственным (муниципальным) учреждением.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что юридические
лица, имеющие в безвозмездном пользовании здания, строения,
сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, приобретают права на
эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Однако
эта норма не распространяется на юридических лиц, имеющих в
безвозмездном пользовании помещения в зданиях и сооружениях, в связи
с чем указанные юридические лица не приобретают права пользования
соответствующими земельными участками и, следовательно, не являются
плательщиками земельного налога. Вместе с тем, на основании п. 3
указанной статьи в случае, если в здании, находящемся на неделимом
земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве
собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем
лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на
приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью
лиц на стороне арендатора. Причем договор аренды земельного участка
заключается при условии согласия сторон на вступление в данный
договор иных правообладателей помещений в этом здании. В
рассматриваемом случае государственные или муниципальные учреждения -
правообладатели помещений в здании обладают правом ограниченного
пользования земельным участком для осуществления своих прав на
принадлежащие им помещения и не будут признаваться плательщиками
земельного налога.
2. Об обязанности налогоплательщика указывать в налоговой
декларации по земельному налогу кадастровый номер земельного участка.
Налоговая база по
земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка
как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося
налоговым периодом (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу
самостоятельно на основании сведений государственного земельного
кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве
собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными
предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в
отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской
деятельности, на основании сведений государственного земельного
кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или
пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса
РФ). Согласно статьи 66
Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости
земельных участков проводится государственная кадастровая оценка
земель. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки
земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки
земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 №316). Кадастровая стоимость земельных
участков Воронежской области утверждена следующими постановлениями
областной администрации:
от 28.12.2005 №1224 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель поселений Воронежской области»;
от 29.11.2006 №975 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения»;
от 23.07.2005 №706 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель лесного фонда II уровня Воронежской
области»;
от 19.09.2005 №928 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель водного фонда Воронежской области»;
от 19.09.2005 №929 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных
объединений Воронежской области»;
от 04.10.2005 №981 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель особо охраняемых территорий и объектов
Воронежской области»;
от 11.11.2005 №1082 «Об утверждении результатов
государственной оценки земель промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель
для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения Воронежской
области».
Федеральным законом
от 02.01.2000 №28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"
определено, что государственный кадастровый учет земельных участков
сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового
номера. Этот номер присваивается каждому земельному участку,
формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на
который подлежат государственной регистрации в ЕГРП (п. 5 Правил
присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000
№660). Пунктом 4 ст. 8
Закона от 29.11.2004 №141-ФЗ, которым была введена глава 31
Налогового кодекса РФ, установлено, что при отсутствии в ЕГРП
информации о существующих правах на земельные участки, плательщики
земельного налога определяются на основании государственных актов,
свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и
выданных до вступления в силу Закона №122-ФЗ, которые в соответствии
с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в
ЕГРП. К таким
документам относятся:
Свидетельство о государственной регистрации права по форме,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.02.1998 №219 "Об утверждении Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним";
Свидетельство о праве собственности на землю по форме,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993
№1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России";
Государственный акт на право собственности на землю,
пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина
РСФСР от 17.09.1991 №493 "Об утверждении форм государственного
акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
Свидетельство о праве собственности на землю по форме,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.03.1992 №177 "Об утверждении форм свидетельства о праве
собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного
назначения и договора временного пользования землей
сельскохозяйственного назначения";
акты, изданные органами государственной власти или органами
местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в
рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством,
действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о
предоставлении земельных участков.
До введения в действие
Закона №122-ФЗ учет земельных участков, а также их правообладателей
осуществлялся земельными органами. Указанная информация наряду с
информацией из ЕГРП была включена в данные земельного кадастра. Таким
образом, на кадастровый учет поставлены земельные участки, по которым
когда-либо оформлялись землеотводные документы. Исходя из этих
данных, территориальными органами Роснедвижимости по запросам
налогоплательщиков и доводится информация о кадастровых номерах и
кадастровой стоимости земельных участков.
С ведения государственного земельного кадастра об определенном
земельном участке (в том числе кадастровый номер) предоставляются в
виде выписок по месту учета данного земельного участка
правообладателю или уполномоченным правообладателем лицам (ст. 22
Закона №28-ФЗ). Для получения этой информации правообладатели
земельных участков могут обращаться в орган, осуществляющий
деятельность по ведению государственного земельного кадастра –
Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по
Воронежской области.
Налогоплательщик, представляя в налоговые органы декларацию по
земельному налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам, должен
указывать в них кадастровый номер земельного участка. Порядок
представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговые
органы установлен статьей 398 Налогового кодекса РФ, в соответствии с
которой налоговые декларации по налогу представляются не позднее 1
февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм
по авансовым платежам представляются налогоплательщиками в течение
налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за
истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами для
налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся
индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 393 Налогового
кодекса РФ). Отделы
работы с налогоплательщиками инспекций, при осуществлении процедуры
приема расчетов по авансовым платежам по земельному налогу или
налоговых деклараций, в случае не указания плательщиком по строке
010 раздела 2 кадастрового номера земельного участка, не вправе
отказать в приеме отчетности. Принятая отчетность подлежит
регистрации и обязанность налогоплательщика по предоставлению
отчетности считается исполненной. Отдел работы с налогоплательщиками
должен перенести данную отчетность в журнал деклараций,
требующих уточнения и направить налогоплательщику уведомление о
необходимости внесения уточнений. Если в течение 10 календарных дней
с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или
возврата почтового отправления ввиду отсутствия адресата по
указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не
вносит уточнений, то копия реестра таких расчетов и оригиналы
расчетов, минуя отдел ввода, должна направляться в отдел камеральных
проверок. Внесение
налогоплательщиком кадастрового номера земельного участка,
осуществляется путем предоставления уточненного расчета по земельному
налогу. Отсутствие
кадастрового номера земельного участка в расчете по авансовым
платежам или налоговой декларации может означать, что юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель пользуется земельным участком
без наличия землеотводных документов. В этом случае, отдел
камеральных проверок должен направить запрос в органы муниципальных
образований по месту нахождения земельного участка для принятия мер к
землепользователю по оформлению документов.
Возможны ситуации, когда кадастровая оценка земельного участка не
проведена. В этом случае авансовые платежи и земельный налог в
отношении этих земельных участков не уплачиваются до ее
проведения. В отношении
таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в
налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода
"нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по
авансовым платежам).
После проведения кадастровой оценки земельного участка по состоянию
на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик
обязан в соответствии со ст. 81 Кодекса представить уточненную
налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае
если кадастровая стоимость земельного участка проведена до окончания
срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал
календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым
платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с
уплатой сумм авансовых платежей. При этом начисление пени за каждый
день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых
платежей по налогу) не должно производиться.
3. О порядке исчисления земельного налога в случае изменения
кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового
периода.
Рассмотрим два
варианта. Предположим,
у учреждения имеется свидетельство о праве постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком (общей площадью 10000 кв. м),
зарегистрированное в установленном порядке в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместе с тем в
целях оформления права собственности на земельный участок было
проведено его межевание, в результате которого площадь участка была
уменьшена на 2000 кв. м и составила соответственно 8000 кв. м; также
был получен новый кадастровый номер земельного участка, выдан новый
кадастровый план и определена новая кадастровая стоимость.
Присвоение земельному участку нового кадастрового номера
рассматривается не как изменение границ существующего участка, а как
выделение нового земельного участка. Следовательно, присвоение нового
кадастрового номера земельному участку в течение налогового периода
по земельному налогу влечет одновременное прекращение (в отношении
первоначального земельного участка) и возникновение (в отношении
нового земельного участка) права собственности или права постоянного
(бессрочного) пользования.
До момента государственной регистрации прекращения права постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком исчисление земельного
налога должно производиться на основании имеющегося у учреждения
свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным
участком исходя из всей площади данного участка (10000 кв. м) и на
основании его кадастровой стоимости. При этом исчисление земельного
налога в данной ситуации осуществляется с учетом п. 7 статьи 396
Налогового кодекса РФ (см. следующий вопрос).
Другой вариант, если в течение налогового периода осуществлен перевод
земель из одной категории в другую или изменен вид разрешенного
использования земельного участка и, в результате, изменилась величина
кадастровой стоимости земельного участка без изменения кадастрового
номера. Налоговая база, размер которой зависит от кадастровой
стоимости, определенной на конкретную дату (1 января года,
являющегося налоговым периодом), не может изменяться в течение
налогового периода (за исключением случаев, когда произошло изменение
результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие
исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных
обратным числом на указанную дату). В связи с этим такие изменения
учитываются только при определении налоговой базы, которая будет
применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом
периоде.
4. Порядок применения коэффициент правообладания земельным
участком.
Обязанность по уплате
земельного налога, как и авансовых платежей, возложена на
налогоплательщика в соответствии с Налоговым кодексом РФ. По итогам
отчетных периодов уплачивается фиксированная сумма авансового
платежа, исчисленная в размере одной четвертой соответствующей
налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного
участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым
периодом. Исчисление суммы авансовых платежей производится по
истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода.
Если, например, кадастровая стоимость земельного участка составляет
1000000 руб., а налоговая ставка установлена в размере 1,5%, то сумма
земельного налога, которую следует уплатить по истечении налогового
периода, составит: 1 000 000 руб. х 1,5% = 15 000 руб. Авансовые
платежи по итогам отчетных периодов составят: за I квартал - 15
000 руб.: 4 = 3 750 руб.; за 6 мес. - 15 000 руб.: 4 =
3 750 руб.; за 9 мес. - 15 000 руб.: 4 = 3 750
руб. Всего в течение
налогового периода надо уплатить сумму авансовых платежей в размере:
3 750 руб.+ 3 750 руб.+ 3 750 руб. = 11 250 руб.
Если земельный участок предоставлен (или продан) не с начала года, то
применяются правила п. 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ, согласно
которым в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в
течение налогового (отчетного) периода права собственности
(постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого
владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога
(суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного
участка производится с учетом коэффициента правообладания земельным
участком (К2). К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в
течение которых данный земельный участок находился в собственности
(постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом
владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом
(отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение)
указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца
включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения
указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав
произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный
месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Если земельный участок использовался в течение всего отчетного
периода (I квартал, 6 мес., 9 мес.), то сумма исчисленного авансового
платежа за отчетный период определяется как одна четвертая от
произведения налоговой базы и налоговой ставки. Если земельный
участок использовался не весь отчетный период, то сумма исчисленного
авансового платежа за отчетный период определяется как одна четвертая
от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента
К2. Допустим, что
земельный участок предоставлен организации 10 февраля. Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет, составит (К2 = 11 мес. / 12 мес. =
0,92): 1 000 000 руб. х 1,5% х К2 = 13 800 руб.
Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет
за I квартал, 6 мес. и 9 мес., К2 определяется как отношение числа
полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в
пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде и
составит: за I квартал - 2 мес. : 3 мес. = 0,67; за 6 мес. - 5
мес. : 6 мес. = 0,83; за 9 мес. - 8 мес. : 9 мес. = 0,89.
Авансовые платежи, подлежащие уплате, по итогам отчетных периодов
составят: за I квартал - (1 000 000 руб. х 1,5% х 0,67) : 4 = 2513
руб.; за 6 мес. - (1 000 000 руб. х 1,5% х 0,83) : 4 = 3113
руб.; за 9 мес. - (1 000 000 руб. х 1,5% х 0,89) : 4 = 3338
руб. Всего в течение
налогового периода организация должна уплатить сумму авансовых
платежей в размере: 2513 руб. + 3113 руб. + 3338 руб. = 8964 руб.
Исчисленная сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет за налоговый
период, составит: 13 800 руб. - 8964 руб. = 4836 руб.
При рассмотрении вопроса об уплате земельного налога (авансовых
платежей по налогу) и предоставления налоговой декларации (налогового
расчета по авансовым платежам) положения пункта 7 статьи 396
Налогового кодекса РФ применяются во взаимосвязи с положением пункта
1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, согласно которому налогоплательщик
вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В этой связи, в случае прекращения у налогоплательщика в течение
налогового периода права на земельный участок он вправе по окончании
отчетного периода, в котором произошло прекращение права, произвести
не уплату авансового платежа, а уплату земельного налога,
исчисленного за налоговый период, с учетом коэффициента К2 и
представить в налоговый орган налоговую декларацию до установленного
пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ срока представления
налоговой декларации. Если налогоплательщик не воспользовался
правом досрочного исполнения обязанности по уплате земельного налога,
то излишне уплаченная сумма подлежит возврату (зачету) в соответствии
со статьей 78 Налогового кодекса РФ.
5. Исчисление земельного налога организациями - застройщиками.
В соответствии со ст.
388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно
ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности
и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их
возникновение, переход и прекращение подлежат государственной
регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и
сделок с ней. Таким образом, основанием для уплаты земельного налога
является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Предположим, земельный участок, на котором возведен многоквартирный
дом, принадлежит на праве собственности
организации-застройщику. Обязанность по уплате земельного налога в
отношении земельного участка сохраняется за организацией до
государственной регистрации прекращения права собственности на данный
земельный участок. После государственной регистрации прекращения
права собственности организации-застройщика земельный участок
переходит в общую долевую собственность к собственникам помещений в
многоквартирном доме.
Исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с
учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и
строительства вплоть до государственной регистрации прав на
построенный объект недвижимости. Если срок проектирования и
строительства по указанным земельным участкам превышает трехлетний
срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект
недвижимости, то при исчислении суммы налога (суммы авансовых
платежей) необходимо применять коэффициент 4 (п. 15 ст. 396
Налогового кодекса РФ). При этом следует иметь в виду, что действие
п. 15 ст. 396 распространяется на правоотношения по налогообложению
земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность
на условиях осуществления на них жилищного строительства после
вступления в силу Федерального закона от 29.11.2004 №141-ФЗ, который
дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 31 "Земельный
налог", т.е. с 1 января 2005 года.
Предположим, что организации 9 августа 2006 года предоставлен
земельный участок для жилищного строительства, на котором в текущем
году она строит многоэтажные жилые дома. Кадастровая стоимость
земельного участка составляет 1 000 000 руб. Налоговая ставка
установлена представительным органом муниципального образования в
размере 0,3%. Сумма земельного налога за земельный участок,
предоставленный организации для жилищного строительства, составит 1
000 000 руб. х 0,3% х 0,42 х 2 = 2520 руб., где 2 - коэффициент,
применяемый в отношении земельных участков, приобретенных
(предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них
жилищного строительства; 0,42 - коэффициент правообладания земельным
участком, который определяется как отношение числа полных месяцев, в
течение которых данный земельный участок находился в собственности,
пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном)
периоде (0,42 = 5 мес. : 12 мес.).
6. Основания и порядок расчета земельного налога лицами,
имеющими право собственности на нежилые помещения в жилом доме.
Согласно ст. 16
Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса РФ" земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты
недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие
Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный
кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность
собственников помещений в многоквартирном доме.
Если такой земельный участок не сформирован до введения в действие
Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного
участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его
государственного кадастрового учета участок переходит бесплатно в
общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном
доме. Статьей 388
Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения. На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения
этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в Едином государственном реестре
органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно разъяснениям Минюста России (Письмо от 21.04.2006
№04/3201-ЕЗ), если права на имущество, подлежащие государственной
регистрации, возникают с момента их регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 223
Гражданского кодекса РФ), то государственная регистрация этих прав
носит правообразующий характер, а в случае, если право на недвижимое
имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в
соответствии с федеральным законом не с момента государственной
регистрации (например, см. п. 5 статьи 16 Закона №189-ФЗ),
государственная регистрация носит правоподтверждающий
характер. В
соответствии с п. 2 ст. 23 Закона №122-ФЗ государственная регистрация
возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения
права на помещение в многоквартирных домах одновременно является
государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей
долевой собственности на общее имущество. На основании статьи 392
Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении земельных участков,
находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого
из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного
участка, пропорционально его доле в общей долевой
собственности. В
соответствии с п. 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ общее имущество в
многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором
расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и
иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства
данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке,
принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам
помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей
собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника
помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади
указанного помещения. Учитывая вышеизложенное, если земельный
участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в
отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также
имеются документы, подтверждающие право собственности на помещения в
многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав,
правоустанавливающие документы, поименованные в п. 1 статьи 17 Закона
№122-ФЗ), то плательщиками земельного налога должны признаваться
собственники помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться
в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса РФ
налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога
(сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными
предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей
по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков,
используемых ими в предпринимательской деятельности.
Если информация о размере доли в праве общей долевой собственности на
общее имущество в многоквартирном доме отсутствует у
налогоплательщика, то сведения, необходимые для исчисления налога, о
размере общего имущества в многоквартирном доме и доле каждого
собственника в этом имуществе может быть получена в органах БТИ и
(или) в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом
в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ.
При этом с учетом положения п. 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля
налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и
(или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве
собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.
Пример: ООО
"Альфа" 20 мая 2006 г. приобрело нежилое помещение общей
площадью 113,5 кв. метров в многоквартирном жилом доме в городском
округе город Воронеж по адресу ул. Плехановская, 52.
На момент регистрации права собственности на помещение земельный
участок площадью 2981 кв. м, на котором располагается дом,
сформирован и имеет кадастровый номер 36:34:0606003:0029. Вид
разрешенного использования земельного участка согласно сведениям ФГУ
«Земельная кадастровая палата» по Воронежской области –
«под многоэтажную жилую застройку». Кадастровая стоимость
участка составляет 27 014 955 рублей.
По запросу организации БТИ предоставило сведения об общей площади
всех помещений данного многоквартирного дома - она составляет 2267,5
квадратных метров. Рассчитаем сумму авансовых платежей за первое
полугодие и 9 месяцев 2006 г., а также сумму земельного налога ООО
"Альфа" за 2006 год.
Доля земельного участка, принадлежащая ООО "Альфа", будет
равна: 113,5 кв. м. : 2267,5 кв. м. = 0,05.
Следовательно, база по земельному налогу составит 1350748 руб.
(27014955 руб. x 0,05).
В соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005
№162-II "О введении в действие земельного налога на территории
городского округа город Воронеж" налоговая ставка по землям
занятым под жилыми домами многоэтажной застройки в части долей
приходящимся на объект, не относящийся к жилищному фонду, составляет
1,5 процента (подробнее о порядке определения ставок земельного
налога в следующем вопросе).
Сумма авансового платежа за первое полугодие 2006 г. составит: (1
350 748 руб. x (1 мес. : 6 мес.) x 1,5%) : 4 = 844 руб.
Сумма авансового платежа за 9 месяцев 2006 г. будет равна: (1 350
748 руб. x (4 мес. : 9 мес.) x 1,5%) : 4 = 2 251 руб.
Сумма земельного налога за 2006 г. составит: 1 350 748 руб. x (7
мес. : 12 мес.) x 1,5% = 11 819 руб.
К доплате по итогам 2006 г. причитается: 11 819 руб. - 844 руб. –
2 251 руб. = 8 724 руб.
В случае,
если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в
муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные
помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на
эти помещения (находящиеся в муниципальной казне), налогоплательщик
отсутствует. В случае закрепления этой муниципальной собственности за
юридическим лицом налогоплательщиком земельного налога признавется
это юридическое лицо.
Реклама.Директ
За более подробной и актуальной информацией на текущий момент по Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле, то можете просто заказать обратный звонок »
и приехать к нам в офис Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »
|