Ни для кого не секрет, что российский рынок недвижимости сегодня является еще очень непрозрачным. Скрытая комиссия, особенно на растущем рынке, стала для многих фирм нормой. И в этой мутной воде ловят своих «карасей» недобросовестные риелторы. Но потребитель год от года становится все более грамотным, он хочет знать, сколько и за что платит. Поэтому все больше компаний стали выходить из тени и, как говорится, открывать свои карты. Своими впечатлениями о процессах, которые сейчас происходят на московском рынке недвижимости, делится директор агентства недвижимости «Открытая компания» Максим Каталов:
– Действительно, потребитель меняется, и клиентов начинает интересовать не столько формальный вопрос о проценте комиссии, сколько реальная информация об истинном размере дохода риелтора и как он его заработал на сделке клиента. Но даже грамотному потребителю сегодня непросто выбрать компанию, где подобное любопытство было бы полностью удовлетворено. А все потому, что рынок закрыт, человеку сложно сравнивать и выбирать. В том числе и стоимость риелторской услуги.
– Не так давно компания «МИАН» во всеуслышание заявила, что цена их услуг составляет $3 тыс. плюс 1,5% от стоимости квартиры. Это же полная открытость. Кроме того, если мы посчитаем, то размер комиссионного вознаграждения у них гораздо меньше стандартных 6%, которые сейчас присутствуют на рынке. Это хорошо?
– Прежде всего, это хороший маркетинговый ход, и я как популяризатор честной игры не могу его не одобрить. Не согласиться с вашими словами было бы сложно, если бы не два «но». Первое – любая система вознаграждения должна быть четко отражена в договоре, а правила взимания комиссии должны быть исключительно официальными. Соответственно, если остается возможность для злоупотребления, то грош цена любой такой системе. Не секрет, что многие агентства недвижимости говорят, что они взимают определенный процент, но это не говорит о том, что они зарабатывают именно столько. Поэтому сам факт объявления системы – это только заявление. Остаются вопросы: как это делается, на каком основании, есть ли гарантия от злоупотреблений? У «МИАН» очень неплохая репутация на рынке, и я думаю, что какие-то шаги в этом направлении они сделали. Пока информации на этот счет немного.
И второе. «МИАН» относится к компании классического типа, где риелтор отвечает за большую часть риелторской услуги и в значительной степени определяет ее качество. А индивидуальный подход, по определению, не может стоить дешево. И то, что они объявили, похоже на банальный популистский демпинг, ибо с точки зрения всех других крупных компаний брать ниже 5–6% нельзя, система просто перестает работать.
– Кстати, это правда, что ни одна компания не способна системно опустить стоимость своего комиссионного вознаграждения ниже 4%?
– Уточняю: ни одна компания, основанная на классическом понимании риелторства. Ибо если такая компания все же это делает, то сразу же возникает вопрос: каким именно образом компания собирается обеспечить «справедливое» вознаграждение. Их специалисты меньше стоят? Или просто им урезали ставки? В моем понимании, принципиально и системно снизить размер вознаграждения возможно, только принципиально изменив что-то, например саму модель бизнеса. Тогда это может позволить вам кардинально снизить издержки, а если модель окажется востребованной на рынке, то начать зарабатывать и на сниженной комиссии. А иначе такой шаг кажется банальным демпингом.
– Согласитесь, что стоимость квартиры резко увеличилась, а работы, связанные с подготовкой объекта к сделке, особо не возросли. Как бы вы это увязали между собой?
– Жизнь вообще меняется, и все вокруг дорожает, к сожалению. Согласен, что, наверное, ничто не подорожало так, как недвижимость, но это вопрос времени. Дело в том, что в последнее время агентства недвижимости испытывали все нарастающие проблемы с квалифицированными кадрами, в том числе потому, что в целом агенты зарабатывали очень немного, в среднем $500 в месяц. Сейчас, конечно, с таким ростом стоимости квартир весы явно качнулись в прямо противоположную сторону: повально риелторы фиксируют сверхприбыли. Но это временный эффект, хоть и затяжной. Все рано или поздно «устаканится», и серьезные фирмы, конечно же, не могут реагировать на локальный перегиб, объявляя поспешные революции цен. К тому же, посмотрите, ведь даже мировой опыт говорит о том же: в большинстве стран ставка комиссионного вознаграждения колеблется около 6%.
– Но не забывайте, что там 6% делится пополам: 3 плюс 3.
– Во-первых, если сравнивать нас с заграницей, надо оговориться: состав риелторской услуги там гораздо беднее. Кроме риелтора сделку «тянут» еще куча специалистов, каждый с собственным гонораром. Во-вторых, в сумме все равно получается 6%. Просто там уже давно сложилось очень правильное отношение: каждую сторону должен представлять независимый риелтор. У нас же до сих пор покупатель рассчитывает, что фирма, продающая квартиру, то есть представляющая изначально интересы продавца, также хорошо обслужит и его интересы. А фирмы активно это поощряют, заключая возмездные договора с обеими сторонами. Это, конечно же, надо прекращать, последнее же слово, как всегда, за потребителем.
– Но здесь нужно учитывать еще и психологию человека. Когда год назад он платил $5 тыс., а сейчас с него просят уже 10, то у него невольно возникает вопрос: а за что? Что за этот год изменилось? И ему просто жалко и обидно платить такие деньги.
– Также как и обидно и жалко платить такие деньги за квартиру. Стоимость квартир – отражение платежеспособности и общего уровня благосостояния граждан. Если есть такие цены на квартиры – значит, есть на них покупатели, если есть покупатели – значит, у них есть такие доходы. Кстати, агенты тоже живут в нашем городе, и если общая ситуация такова, что доходы и цены везде растут, то почему они не могут расти и у риелторов?
В оправдание риелторского сообщества хочу заметить, что ставки на самом деле постоянно падают. Заявленные сегодня 6% – это хорошие деньги. Часто может идти речь и о 4%. Другое дело, что на самом деле ведь не в размере комиссионного вознаграждения кроется главное условие удовлетворения клиента. Мы, к примеру, выходим с фиксированной ставкой 3%, но не считаем это главным нашим преимуществом – мы даже в рекламе это указывать не будем.
И еще один аспект: сделки бывают разной сложности. Если у вас сложный обмен, и вы явно заинтересованы в квалифицированном риелторе, который зачастую, что называется, на своих жилах вынесет сделку и завершит-таки ее – это одно. Если же у вас простая сделка, например, так называемая «чистая» продажа, которую вы могли и сами провести (было бы время и желание), то почему надо платить такие же большие комиссионные? Не нужен вам такой дорогой специалист и платить ему не надо. Благо, такие альтернативные решения уже есть.
– Вы, наверное, намекаете на ваше агентство? Но хочется сразу задать такой вопрос: тогда, может, стоит делить сложную сделку на составляющие: продажа и покупка квартиры должна оформляться отдельно – и экономить на этом?
– Я считаю, что да. Это не только удобнее, но и на растущем рынке крайне выгодно. Я мог бы привести уже не один пример реализации такого подхода и тех выгод, которые он принес клиентам. Надо отвыкать от этих непрозрачных схем, когда выстраиваются непонятные цепочки, где очень легко, кстати, прятать сверхкомиссии. Время таких сделок уходит.
– Значит ли это, что фирмы, открывая свои комиссионные, идут к цивилизованному рынку?
– Конечно, ведь при открытой комиссии и гарантирующей ее исполнение схеме автоматически закрываются возможности для злоупотребления доверием клиента. Кстати, о схемах. Важно при обсуждении стоимости комиссионного вознаграждения, даже если оно открыто, проверить: все ли туда входит и нет ли каких-либо дополнительных платежей. Часто бывает, что не все услуги включены в базовую ставку. Это означает, что по факту клиент все равно заплатит больше.
– Скажите, Максим Георгиевич, а много у нас сегодня фирм, которые оплату комиссионного вознаграждения проводят официально?
– Очень мало, мне лично известно не более десятка агентств, где полный размер комиссии систематически проводится официально. С другой стороны, любое нормальное агентство недвижимости может обеспечить такой прием вознаграждения, если человек поставит вопрос ребром. Слово, как я уже говорил, опять за потребителем!
– И квитанцию дадут?
– Если клиент попросит. Ну или очень попросит. Повторюсь, все агентства, строящие долгосрочные планы, сегодня просто обязаны это делать, хотя бы потому, что такие возможности есть, а нарушать закон небезопасно.
– Хорошо, но ведь есть мнение, что порой сами клиенты не хотят платить деньги в кассу в рублях, указывать в договорах истинную рыночную стоимость квартиры…
– Да, многие риелторы говорят: как же мы будем работать «в белую», если наши клиенты не хотят этого? Но это, на мой взгляд, от лукавого. Еще раз повторюсь: пока будут «черные» наличные деньги и передача комиссии из рук в руки, то будут и злоупотребления недобросовестных риелторов. Не провоцируйте, и, повторяю в какой раз, не платите деньги риелтору наличными долларами. Даже если сами рассчитываетесь ими же по сделке. Просто сделка и ее условия – это одно, а взаимоотношения с риелтором – это совсем другое.
Подводя итоги, я хочу сказать, что рынок сегодня стремительно меняется. И это хорошо. Чем больше будет таких компаний, которые станут строить свою работу с клиентами по прозрачной и открытой схеме, тем лучше. Понятно, что клиенту порой непросто психологически осознать, что вместо якобы $3 тыс. комиссии надо платить на самом деле 8. Но ведь и спросить за реальные 8 можно гораздо больше, чем за якобы 3.
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле
( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )
Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,
Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО),
а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО
Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »
Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »